Общий курс издательского дела. Акопов А.И. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

< 10 >
ОБЩИЙ КУРС ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА
значительным в истории книжного дела, вытеснившим все
предыдущие. Недаром его назвали «матерью цивилизации».
Бумагу в Китае делали из шелка и бамбуковых волокон; бума
га в Европе изготовлялась из пеньки и льна. Родина тряпич
ной бумаги — Туркестан, откуда она перешла в Сирию, Еги
пет, затем в Европу в III вв. н.э. Позднее появилась техноло
гия изготовления бумаги из древесной массы и целлюлозы.
После изобретения бумаги начался новый долгий период
развития рукописной книги. Писать на бумаге стало удобнее,
легче и быстрее. Бумага — более мобильный материал по срав
нению с предыдущими, ее легче изготавливать, хранить, пе
реносить, переплетать и т.п. Вопрос чем писать также облег
чился и зависел, как и основа для письма, от местности, где
создавалось произведение. Люди придумывали настои из про
израстающих рядом растений, появились всякие чернила,
туши и пр. Качества бумаги как носителя информации обес
печили бурный рост количества рукописных книг, число ко
торых постоянно росло. Появилась профессия — «перепис
чик», поразному звучащая в разных странах, но всюду почет
ная. Более всего, естественно, переписывали книги церков
ные, в первую очередь, Библию, Коран, Талмуд и др. Затем
«по тиражу» следовали «книги бытия» — различные, основан
ные также на религиозных постулатах, правила поведения
людей в быту, жизненные установки, наставления. (В России,
например, свод правил поведения городских жителей — «До
мострой»). Наряду с этими появляются книги художествен
ного содержания — жизнеописания святых, героические эпо
сы, «вселенские хроники», рыцарские романы. Знаменитые
арабские повести «О Синдбадемореходе» и «Тысяча и одна
ночь» распространялись в виде рукописных книг и распрост
ранялись в Европе в больших количествах копий. Философс
кие сочинения арабских, китайских и персидских авторов
пользовались также большим спросом в европейских странах.
Стоит особо отметить неистребимый интерес людей в
древние и средние века к сохранению книг, осознание их
непреходящей ценности с точки зрения фундаментальной
культуры, а также как информацию «о себе» для будущих по
колений. История сохранила множество примеров, когда во
время войн и катаклизмов простые люди, в том числе негра
мотные, спасаясь от смерти, наряду с детьми и пропитани
ем, спасали книги, унося их с собой во время бегства. Есть
свидетельства о переписчиках, осознании ими своей миссии.
Они сохранились в рукописях переписываемых ими книг,
где иногда переписчик вставлял сведения о себе.
                                 значительным в истории книжного дела, вытеснившим все
< 10 >
                                 предыдущие. Недаром его назвали «матерью цивилизации».
                                 Бумагу в Китае делали из шелка и бамбуковых волокон; бума
                                 га в Европе изготовлялась из пеньки и льна. Родина тряпич
                                 ной бумаги — Туркестан, откуда она перешла в Сирию, Еги
                                 пет, затем в Европу в III вв. н.э. Позднее появилась техноло
                                 гия изготовления бумаги из древесной массы и целлюлозы.
                                    После изобретения бумаги начался новый долгий период
                                 развития рукописной книги. Писать на бумаге стало удобнее,
                                 легче и быстрее. Бумага — более мобильный материал по срав
                                 нению с предыдущими, ее легче изготавливать, хранить, пе
                                 реносить, переплетать и т.п. Вопрос чем писать также облег
                                 чился и зависел, как и основа для письма, от местности, где
                                 создавалось произведение. Люди придумывали настои из про
                                 израстающих рядом растений, появились всякие чернила,
                                 туши и пр. Качества бумаги как носителя информации обес
                                 печили бурный рост количества рукописных книг, число ко
                                 торых постоянно росло. Появилась профессия — «перепис
                                 чик», поразному звучащая в разных странах, но всюду почет
                                 ная. Более всего, естественно, переписывали книги церков
                                 ные, в первую очередь, Библию, Коран, Талмуд и др. Затем
                                 «по тиражу» следовали «книги бытия» — различные, основан
                                 ные также на религиозных постулатах, правила поведения
                                 людей в быту, жизненные установки, наставления. (В России,
                                 например, свод правил поведения городских жителей — «До
                                 мострой»). Наряду с этими появляются книги художествен
                                 ного содержания — жизнеописания святых, героические эпо
                                 сы, «вселенские хроники», рыцарские романы. Знаменитые
                                 арабские повести «О Синдбадемореходе» и «Тысяча и одна
                                 ночь» распространялись в виде рукописных книг и распрост
 ОБЩИЙ КУРС ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА




                                 ранялись в Европе в больших количествах копий. Философс
                                 кие сочинения арабских, китайских и персидских авторов
                                 пользовались также большим спросом в европейских странах.
                                    Стоит особо отметить неистребимый интерес людей в
                                 древние и средние века к сохранению книг, осознание их
                                 непреходящей ценности с точки зрения фундаментальной
                                 культуры, а также как информацию «о себе» для будущих по
                                 колений. История сохранила множество примеров, когда во
                                 время войн и катаклизмов простые люди, в том числе негра
                                 мотные, спасаясь от смерти, наряду с детьми и пропитани
                                 ем, спасали книги, унося их с собой во время бегства. Есть
                                 свидетельства о переписчиках, осознании ими своей миссии.
                                 Они сохранились в рукописях переписываемых ими книг,
                                 где иногда переписчик вставлял сведения о себе.