Русский язык и культура речи. Андреева И.С - 14 стр.

UptoLike

Рубрика: 

27
Внимание ребёнка сосредоточено на самом оскорблении.
Осторожнее следует относиться и к новым словечкам, заме-
няющим ругательства, например, к очень распространенному сего-
дня слову блинШурик, блин, ты меня досталслышу на трол-
лейбусной остановке от мальчика лет десяти с приветливым лицом).
Целый ряд предметов и понятий называть не принято, непри-
лично, и для их обозначения существуют так называемые эвфемиз-
мы.
Как избавиться от сквернословия и сберечь чистоту речи?
Надежных рецептов здесь нет, но есть несколько положений.
1. Не говорить плохих слов самому. Вспоминаются слова
А. И. Солженицына, сказанные по другому поводу, но здесь умест-
но их привести: «Пусть это приходит в
мир и даже царит в мире, –
но не через меня». Человек может через свою речь влиять на со-
стояние языка. Не нужно бояться быть белой вороной. «Всепусть
говорят, а я не буду!». Конечно, для этого требуется мужество. Даже
не мужество, а доблесть, т. е. мужество, помноженное на благород-
ство. Позиция
«Яисключение трудна, но и притягательна для
личности. Трудна потому, что дружеские отношения в жизни далеко
не всегда бывают со знаком «плюс». Над тобой будут смеяться,
подтрунивать, шутить, если ты в чем-то превосходишь своих дру-
зей. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Так,
если
ты мне друг, я заставлю тебя выпить, я сам куплю тебе сигарет,
а не позволю тебе быть чище, чем я.
Попробуйте устоять в такой позиции. Попробуйте не испугаться
насмешек, презрения и даже одиночества. Молодой человек должен
знать, что в жизни бывают периоды, когда нет рядом друзей, но есть
семья, учеба, работа
. Отсутствие таких «друзей» можно и нужно
выдерживать, не хватаясь за первого встречного, но и не презирая,
не оскорбляя его.
Позиция «Яисключениепритягательна потому, что отвеча-
ет глубинным потребностям личности выделиться, проявить свою
уникальность. «Познай самого себя» означает «задай себе высоту,
соверши, попробуй, сотвори свой образ!».
Есть такое понятие – «целомудрие».
Нравственная ценность его
огромна. Точно так же можно беречь целомудрие и собственной ре-
чи. Если кто-нибудь один раз услышит от вас нехорошее, постыдное
28
слово, незримую планку авторитета на прежнюю высоту уже не
поднять.
Если человек за всю свою жизнь не произнесет ни грубого, ни
резкого, ни ядовитого, ни грязного слова, – значит этот человек уже
сделает великое дело: через свою речь, хоть немного, но повлияет
на состояние национального языка.
2. Желание достойной среды несовместимо с
недостойным сло-
вом. Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета, свой рей-
тинг (профессиональный, социальный, семейный).
Когда родители противятся желанию детей идти в рабочие, то
отцов и матерей пугает даже не профессия, а среда обитания, в ко-
торую попадет ребенок. Очень непросто бывает не играть в поддав-
ки, не подражать, не
ронять себя.
Не думайте, что никто никогда вас не обидит, не выругает. Но
порой необходимо дать достойный ответ. «Не то, что входит в уста,
оскверняет их, а то, что выходит из уст». Если же копировать дру-
гих, говорить «как все», то нечего потом удивляться, что у вас не
все в
жизни ладится: не вас послали в загранкомандировку, не вас
повысили в должности, не вас поощрили. Человек виден даже тогда,
когда совсем не думает об этом.
3. Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление
не означает вседозволенности. Увы! Мы не владеем всем спектром
прекрасных возможностей расслабиться это и умение сильно и
ярко мечтать, и высочайшее спортивное напряжение, и занятие му-
зыкой, и рукоделие, и рисование, и коллекционирование, и нетороп-
ливое и качественное исполнение домашних дел. Расслабляться со-
всем не значит пить вино и сквернословить.
4. Как быть с теми, кто сквернословит? Нереально стоять на улице
и хватать за рукав бранящихся прохожих. Мы
не можем исправить
общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса,
группы можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым
грязь как бы не пристает, есть на кого опереться, с кем вместе противо-
стоять злу.
5. В речевом поведении следует восстанавливать приоритет на-
стоящего времени. Сегодняшний деньмой
главный день. Сегодняш-
нее мое словомое лучшее слово. Нашу национальную психологиче-
скую ориентацию (пусть плохо сегодня во имя хорошего завтра) нужно
по возможности исправлять. Не просто преодолевать поверхностное
отношение к сегодняшнему поступку, слову. Прийти на работу наряд-