Составители:
Рубрика:
15
Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. М.:
Некоммерческий фонд поддержки культуры, образования и новых информационных
технологий, 2001. С. 170-226.
Тема 7. Военная этика. Принципы справедливой войны. (3 ч.)+4ч. на СРС
1. Этика войны и мира. Реализм и пацифизм - крайние позиции в отношении к войне.
Две формы пацифизма: а) непротивленчество пассивного пацифизма духовного
и
идейного противостояния войне и силе; б) пацифизм активного ненасильственного
сопротивления. Христиански-доктринальная и этическая критика пацифизма.
2. Становление теории справедливой войны как определенного ответа на ужасы войны.
Роль Августина, Фомы Аквинского и его последователей в развитии теории
справедливой войны.
3. Основные принципы справедливой войны. "Справедливость вступления в войну"
(право на
войну - jus ad bellum): а) война должна начинаться по справедливым мотивам
(напр., самообороны или защиты другого государства, или зашиты граждан другого
государства); война должна представлять правое дело; б) решение о начале войны
должно приниматься из "благих намерений"; в) войну может начинать легитимная
власть (признанного международным сообществом государства или международными
органами, типа Совета Безопасности);
г) начинаемая война действительно должна
являться последним средством в решении стоящих задач; военные операции должны
начинаться при наличии разумных шансов на успех; д) военные средства,
предполагаемые к применению, должны быть соразмерны несправедливости и злу,
которые могут случиться, если война не будет начата. "Справедливость в войне" (право
в войне - jus in bello): а) гражданское население
должно обладать правом
неприкосновенности; при проведении военных операций следует проводить различие
между комбатантами и некомбатантами; б) допустимо лишь соразмерное
использование насилия по отношению к противнику.
Литература
К вопросу 1:
Апресян Р.Г. Аболиционизм; Пацифизм // Этика: Энциклопедический словарь.
Скворцов А.А. Война и мир // Этика: Энциклопедический словарь.
К вопросу 2:
Гроций Г. О
праве войны и мира. М.: Госюрлитиздат (1,11; 1,Ш,1У-У; 11,1,1-11;
11,11,1; II, ХХШ-ХХУ), 1956. С. 86, 123-126, 185-188, 201-202, 537-563.
Кант И. Метафизика нравов (1, §§ 54-61) // Указ. изд.
Нибур, Раинхольд. Почему Церковь не стоит на позициях пацифизма? // Христос и
культура: Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М.: Юристъ, 1996.
С. 514-532.
Соловьев В.С. Оправдание добра (XVIII) // Указ. изд. С. 462-484.
К вопросу
3:
Апресян Р.Г. Справедливой войны принципы // Этика: Энциклопедический словарь.
Дополнительная литература
Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории //
Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 645-669.
Этика / Под общ. ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. С. 418-432.
Тема 8. Этические проблемы насилия
и ненасилия. (2 ч.)+5ч. на СРС
1. Понятия насилия и ненасилия. Критерии насилия. Принципы милосердия и заботы -
этическая основа ненасилия. Философия непротивления злу насилием Л.Н.Толстого.
Различение И.А.Ильиным насилия и заставления (принуждения); приоритет требования
15 Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. М.: Некоммерческий фонд поддержки культуры, образования и новых информационных технологий, 2001. С. 170-226. Тема 7. Военная этика. Принципы справедливой войны. (3 ч.)+4ч. на СРС 1. Этика войны и мира. Реализм и пацифизм - крайние позиции в отношении к войне. Две формы пацифизма: а) непротивленчество пассивного пацифизма духовного и идейного противостояния войне и силе; б) пацифизм активного ненасильственного сопротивления. Христиански-доктринальная и этическая критика пацифизма. 2. Становление теории справедливой войны как определенного ответа на ужасы войны. Роль Августина, Фомы Аквинского и его последователей в развитии теории справедливой войны. 3. Основные принципы справедливой войны. "Справедливость вступления в войну" (право на войну - jus ad bellum): а) война должна начинаться по справедливым мотивам (напр., самообороны или защиты другого государства, или зашиты граждан другого государства); война должна представлять правое дело; б) решение о начале войны должно приниматься из "благих намерений"; в) войну может начинать легитимная власть (признанного международным сообществом государства или международными органами, типа Совета Безопасности); г) начинаемая война действительно должна являться последним средством в решении стоящих задач; военные операции должны начинаться при наличии разумных шансов на успех; д) военные средства, предполагаемые к применению, должны быть соразмерны несправедливости и злу, которые могут случиться, если война не будет начата. "Справедливость в войне" (право в войне - jus in bello): а) гражданское население должно обладать правом неприкосновенности; при проведении военных операций следует проводить различие между комбатантами и некомбатантами; б) допустимо лишь соразмерное использование насилия по отношению к противнику. Литература К вопросу 1: Апресян Р.Г. Аболиционизм; Пацифизм // Этика: Энциклопедический словарь. Скворцов А.А. Война и мир // Этика: Энциклопедический словарь. К вопросу 2: Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Госюрлитиздат (1,11; 1,Ш,1У-У; 11,1,1-11; 11,11,1; II, ХХШ-ХХУ), 1956. С. 86, 123-126, 185-188, 201-202, 537-563. Кант И. Метафизика нравов (1, §§ 54-61) // Указ. изд. Нибур, Раинхольд. Почему Церковь не стоит на позициях пацифизма? // Христос и культура: Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М.: Юристъ, 1996. С. 514-532. Соловьев В.С. Оправдание добра (XVIII) // Указ. изд. С. 462-484. К вопросу 3: Апресян Р.Г. Справедливой войны принципы // Этика: Энциклопедический словарь. Дополнительная литература Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 645-669. Этика / Под общ. ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. С. 418-432. Тема 8. Этические проблемы насилия и ненасилия. (2 ч.)+5ч. на СРС 1. Понятия насилия и ненасилия. Критерии насилия. Принципы милосердия и заботы - этическая основа ненасилия. Философия непротивления злу насилием Л.Н.Толстого. Различение И.А.Ильиным насилия и заставления (принуждения); приоритет требования
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- …
- следующая ›
- последняя »