Проблемы современной этики. Апресян Р.Г. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

17
2. Этика общения. "Философия диалога". Диалог: соединение двоих в едином
коммуникативном пространстве, взаимная обращенность, со-отнесенность двоих.
"Этика дискурса". Моральная феноменология человеческих взаимоотношений
(отчуждение, враждебность, обила, прощение, причастность, соучастие и т.п.).
3. Понятия дружбы и любви. Семантическое разнообразие слов "дружба" и "любовь".
Идея любви как целестремительной и соединительной силы в
европейской мысли.
Теории любви (дружбы) Платона и Аристотеля и христианское учение о любви-
милосердии: различие этических парадигм. Intentio unionis и intentio benevolentiae
любви (Д. фон Гильдебранд). Отношение к другому как к целостности и целостное
отношение к другому в любви. Любовь как дар. Счастье (в) любви. Бессмертие в
любви. Нормативность и наднормативность любви. Этический критерий в любви.
Литература
К вопросу 1:
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. С. 229-233.
Левинас Э, Время и Другой // Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм Другого. СПб.:
Высшая религиозно-философская школа, 1998. С. 77-79.
Фромм Э. Здоровое общество (III) // Фромм Э. Мужчина и женщина. М.: АСТ. 1998. С.
146-185.
Фромм Э. Революция надежды // Фромм Э. Психоанализ
и этика. М.: Республика, 1993.
С. 261-265, 268-270.
К вопросу 2:
Бубер М. Я и Ты // Бубер М. Два образа веры. М.: АСТ, 1999. С. 24-121.
Бубер М. Диалог // Там же. С. 122-161.
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. С.
67-79 , 178-197.
К вопросу 3:
Гияьдебранд Д. фон. Метафизика любви. СПб.: Алетейя, 1999.
Фромм Э. Здоровое общество
(III,А) // Указ. изд. С. 153-159.
Фромм Э. Искусство любви. (Любое издание).
Дополнительная литература
Апресян Р.Г. От "дружбы" и "любви" - к "морали": об одном сюжете в истории идей //
Этическая мысль. М.: ИФРАН, 2000. С. 182-194.
Тема 10. Этика заботы. (2 ч.)+4ч. на СРС
1. Идея заботы в моральной философии. Анализ понятий дружеской любви-
привязанности (
Аристотель, Цицерон), благодеяния (Сенека); милосердной любви;
благожелательности (Ф.Хатчесон, И.Кант); человеколюбия (А.Шопенгауэр) в
классической этике.
2. Понятие заботы в феминистской этике. Естественная и моральная забота. Аспекты
заботы: а) устремленность к другому; б) понимание реальности другого; в)
деятельностная природа. Подходы к пониманию заботы. Сфера заботы:
межчеловеческие отношения (Л.Блюм, К.
Гиллиган, Н.Ноддингс, С.Радек) или мир в
целом (Дж.Тронто)? Забота в тендерном (Л.Блюм, К.Гиллиган, Н.Ноддингс, С.Радек) и
в универсальном измерениях (Дж.Тронто).
3. Этика заботы: смена морально-философских оснований. Мораль: от
трансцендентности к имманентности жизни, от абсолютности и универсальности к
относительности, контекстуальности, вариативности и партикулярности.
Моральный
субъект: от автономии, равенства, рациональности к взаимозависимости и личностной
определенности. Моральная эпистемология: от рационально-логических способов
распознавания и решения моральных проблем к их целостному переживанию и
проживанию. Этика заботы и нефеминистские философские концепции.
                                        17
2. Этика общения. "Философия диалога". Диалог: соединение двоих в едином
коммуникативном пространстве, взаимная обращенность, со-отнесенность двоих.
"Этика дискурса". Моральная феноменология человеческих взаимоотношений
(отчуждение, враждебность, обила, прощение, причастность, соучастие и т.п.).
3. Понятия дружбы и любви. Семантическое разнообразие слов "дружба" и "любовь".
Идея любви как целестремительной и соединительной силы в европейской мысли.
Теории любви (дружбы) Платона и Аристотеля и христианское учение о любви-
милосердии: различие этических парадигм. Intentio unionis и intentio benevolentiae
любви (Д. фон Гильдебранд). Отношение к другому как к целостности и целостное
отношение к другому в любви. Любовь как дар. Счастье (в) любви. Бессмертие в
любви. Нормативность и наднормативность любви. Этический критерий в любви.
Литература
К вопросу 1:
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. С. 229-233.
Левинас Э, Время и Другой // Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм Другого. СПб.:
Высшая религиозно-философская школа, 1998. С. 77-79.
Фромм Э. Здоровое общество (III) // Фромм Э. Мужчина и женщина. М.: АСТ. 1998. С.
146-185.
Фромм Э. Революция надежды // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.
С. 261-265, 268-270.
К вопросу 2:
Бубер М. Я и Ты // Бубер М. Два образа веры. М.: АСТ, 1999. С. 24-121.
Бубер М. Диалог // Там же. С. 122-161.
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. С.
67-79 , 178-197.
К вопросу 3:
Гияьдебранд Д. фон. Метафизика любви. СПб.: Алетейя, 1999.
Фромм Э. Здоровое общество (III,А) // Указ. изд. С. 153-159.
Фромм Э. Искусство любви. (Любое издание).
Дополнительная литература
Апресян Р.Г. От "дружбы" и "любви" - к "морали": об одном сюжете в истории идей //
Этическая мысль. М.: ИФРАН, 2000. С. 182-194.

Тема 10. Этика заботы. (2 ч.)+4ч. на СРС
1. Идея заботы в моральной философии. Анализ понятий дружеской любви-
привязанности (Аристотель, Цицерон), благодеяния (Сенека); милосердной любви;
благожелательности (Ф.Хатчесон, И.Кант); человеколюбия (А.Шопенгауэр) в
классической этике.
2. Понятие заботы в феминистской этике. Естественная и моральная забота. Аспекты
заботы: а) устремленность к другому; б) понимание реальности другого; в)
деятельностная природа. Подходы к пониманию заботы. Сфера заботы:
межчеловеческие отношения (Л.Блюм, К.Гиллиган, Н.Ноддингс, С.Радек) или мир в
целом (Дж.Тронто)? Забота в тендерном (Л.Блюм, К.Гиллиган, Н.Ноддингс, С.Радек) и
в универсальном измерениях (Дж.Тронто).
3. Этика заботы: смена морально-философских оснований. Мораль: от
трансцендентности к имманентности жизни, от абсолютности и универсальности к
относительности, контекстуальности, вариативности и партикулярности. Моральный
субъект: от автономии, равенства, рациональности к взаимозависимости и личностной
определенности. Моральная эпистемология: от рационально-логических способов
распознавания и решения моральных проблем к их целостному переживанию и
проживанию. Этика заботы и нефеминистские философские концепции.