Проблемы современной этики. Апресян Р.Г. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

6
1. Цель и задачи курса
1.1. Цель
Общая цель курса - дать целостное представление об этике как самостоятельной
области знания. Этика существует в многообразии традиций, школ, учений. Чтобы
охватить их наиболее системно и полно, необходимо сосредоточить внимание на
основных понятиях, проблемах и идеях, которые являются сквозными, общими для
всех этических систем, хотя и получают в каждой из
них особое освещение. При этом
ключевыми для этической теории и моральной практики во всех их исторических
разновидностях являются следующие два вопроса: каким образом в человеческой
деятельности сочетаются (соединяются) а) добродетельность поведения со
стремлением к счастью; б) автономность решений со всеобщностью
(общезначимостью) моральных норм?
1.2. Задачи.
Общая цель может быть конкретизирована
в следующих задачах, решение
каждой из которых составляет самостоятельный раздел курса: 1) определить предмет
этики и основные исторические вехи ее развития; 2) выделить важнейшие понятия
этики и морального сознания, опираясь каждый раз по преимуществу на то
классическое произведение, в котором рассматриваемое понятие получило наиболее
глубокое осмысление; 3) описать роль морали в культуре, ее
менявшееся от эпохи к
эпохе нормативное содержание в том виде, в каком оно отразилось в важнейших
моральных кодексах; 4) проанализировать понятие морали, сосредоточив основное
внимание на современных дискуссиях и различных подходах к ее обоснованию, языку,
способам обнаружения; 5) рассмотреть наиболее злободневные проблемы прикладной
этики - прежде всего те из них, которые остаются открытыми для споров на
нормативном уровне (эвтаназия, смертная казнь, проблема справедливого насилия и
др.).
1.3. Место дисциплины в философском образовании.
Этика является важнейшей частью (аспектом) философии. Органичное и
неотъемлемое место этики в системе философского образования определяется тем, что
философия учит не только тому, как правильно мыслить, но и тому, как достойно жить.
Этика представляет собой практическую философию - обосновываемые этикой
нормативные проблемы являются одним из основных
каналов выхода философии в
повседневную и социально-организованную практику. В самом общем виде, начиная с
платоновской академии и учения стоиков, философия расчленяется на логику, физику и
этику. В этой триаде под этикой понимается учение о свободе, канон совершенной
жизни, как индивидуальной, так и коллективной. Согласно одной из аналогий древних,
если философию
уподобить дереву, то ее корни - учение о природе, ее ствол-логика, а
ее плоды - этика.
1.4. Требования к уровню освоения
Если исходить из того, что уровень знаний может быть ознакомительный,
репродуктивный и творческий, то вводная часть курса посвященный историческому
изменению предмета этики, и второй раздел, рассматривающий мораль в истории
культуры, требуют как минимум репродуктивного усвоения. Остальные части, а вместе
с ними и курс в целом требуют
творческого освоения. Творческий уровень отличается
от репродуктивного тем, что он не ограничивается воспроизведением или даже
самостоятельным продумыванием знания, а предполагает еще его применение.
Необходимость творческого подхода к изучению этики связана с ее спецификой как
нормативной науки. Знание о морали этика доводит до формулирования мысленных
                                         6
1. Цель и задачи курса

1.1. Цель
       Общая цель курса - дать целостное представление об этике как самостоятельной
области знания. Этика существует в многообразии традиций, школ, учений. Чтобы
охватить их наиболее системно и полно, необходимо сосредоточить внимание на
основных понятиях, проблемах и идеях, которые являются сквозными, общими для
всех этических систем, хотя и получают в каждой из них особое освещение. При этом
ключевыми для этической теории и моральной практики во всех их исторических
разновидностях являются следующие два вопроса: каким образом в человеческой
деятельности сочетаются (соединяются) а) добродетельность поведения со
стремлением к счастью; б) автономность решений со всеобщностью
(общезначимостью) моральных норм?

1.2. Задачи.
       Общая цель может быть конкретизирована в следующих задачах, решение
каждой из которых составляет самостоятельный раздел курса: 1) определить предмет
этики и основные исторические вехи ее развития; 2) выделить важнейшие понятия
этики и морального сознания, опираясь каждый раз по преимуществу на то
классическое произведение, в котором рассматриваемое понятие получило наиболее
глубокое осмысление; 3) описать роль морали в культуре, ее менявшееся от эпохи к
эпохе нормативное содержание в том виде, в каком оно отразилось в важнейших
моральных кодексах; 4) проанализировать понятие морали, сосредоточив основное
внимание на современных дискуссиях и различных подходах к ее обоснованию, языку,
способам обнаружения; 5) рассмотреть наиболее злободневные проблемы прикладной
этики - прежде всего те из них, которые остаются открытыми для споров на
нормативном уровне (эвтаназия, смертная казнь, проблема справедливого насилия и
др.).

1.3. Место дисциплины в философском образовании.
       Этика является важнейшей частью (аспектом) философии. Органичное и
неотъемлемое место этики в системе философского образования определяется тем, что
философия учит не только тому, как правильно мыслить, но и тому, как достойно жить.
Этика представляет собой практическую философию - обосновываемые этикой
нормативные проблемы являются одним из основных каналов выхода философии в
повседневную и социально-организованную практику. В самом общем виде, начиная с
платоновской академии и учения стоиков, философия расчленяется на логику, физику и
этику. В этой триаде под этикой понимается учение о свободе, канон совершенной
жизни, как индивидуальной, так и коллективной. Согласно одной из аналогий древних,
если философию уподобить дереву, то ее корни - учение о природе, ее ствол-логика, а
ее плоды - этика.

1.4. Требования к уровню освоения
       Если исходить из того, что уровень знаний может быть ознакомительный,
репродуктивный и творческий, то вводная часть курса посвященный историческому
изменению предмета этики, и второй раздел, рассматривающий мораль в истории
культуры, требуют как минимум репродуктивного усвоения. Остальные части, а вместе
с ними и курс в целом требуют творческого освоения. Творческий уровень отличается
от репродуктивного тем, что он не ограничивается воспроизведением или даже
самостоятельным продумыванием знания, а предполагает еще его применение.
Необходимость творческого подхода к изучению этики связана с ее спецификой как
нормативной науки. Знание о морали этика доводит до формулирования мысленных