Проблемы современной этики. Апресян Р.Г. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

7
процедур, правил и программ, позволяющих диагностировать моральное
качество поступков, образа жизни в целом. Без понимания заключенных в той или иной
этической теории регулятивно-оценочных механизмов нельзя понять и саму эту
теорию. Этика как рационально аргументированная программа морального поведения
приобретает обязывающее значение для тех, кто желает быть моральным и потому
заранее настроен
принять ее, если она окажется убедительной. Это означает, что она
предполагает в качестве своего условия нравственно мыслящего и нравственно
суверенного индивида. Поэтому формирование личностно окрашенного отношения к
этическим теориям, выработка навыков их примеривания к типовым ситуациям
морального выбора - важная задача и показатель овладения этикой. Теорию морали
часто сравнивают с медициной: первая предназначена излечивать души подобно тому,
как вторая излечивает тело. Это сравнение, однако, имеет ограничения. В медицине
врач и пациент разведены. В морали они представлены в одном лице. Этика не дает
готовых рецептов. Она предлагает человеку, желающему освободиться от душевных
недугов, самому найти рецепт своей болезни и помогает ему сделать это
.
Предлагаемая примерная программа не отдает предпочтения какой-либо определенной
доктрине. Она является намеренно объективированной и ориентирована на то, чтобы
обозначить исторически сложившееся проблемное поле европейской этики. В ней
лекционный курс и семинарские занятия составляют единое целое. Такое единство не
является обязательным. Лекционный курс допускает, а в известном смысле даже
предполагает
конкретизацию в духе той или иной этической традиции (школы). Он
может излагать кантианскую, марксистскую, утилитаристскую или какую-либо иную
теорию морали. Семинарские же занятия, на наш взгляд, в любом случае должны
сохранять принципиально недоктринальный характер; они призваны дать объективное
представление об этике независимо от ее мировоззренческих, политико-
идеологических, конфессиональных и иных
контекстов и составлены таким образом,
что могут сочетаться с любой авторской версией лекционного курса философской
этики.
                                        7
процедур,     правил      и    программ, позволяющих диагностировать моральное
качество поступков, образа жизни в целом. Без понимания заключенных в той или иной
этической теории регулятивно-оценочных механизмов нельзя понять и саму эту
теорию. Этика как рационально аргументированная программа морального поведения
приобретает обязывающее значение для тех, кто желает быть моральным и потому
заранее настроен принять ее, если она окажется убедительной. Это означает, что она
предполагает в качестве своего условия нравственно мыслящего и нравственно
суверенного индивида. Поэтому формирование личностно окрашенного отношения к
этическим теориям, выработка навыков их примеривания к типовым ситуациям
морального выбора - важная задача и показатель овладения этикой. Теорию морали
часто сравнивают с медициной: первая предназначена излечивать души подобно тому,
как вторая излечивает тело. Это сравнение, однако, имеет ограничения. В медицине
врач и пациент разведены. В морали они представлены в одном лице. Этика не дает
готовых рецептов. Она предлагает человеку, желающему освободиться от душевных
недугов, самому найти рецепт своей болезни и помогает ему сделать это.
Предлагаемая примерная программа не отдает предпочтения какой-либо определенной
доктрине. Она является намеренно объективированной и ориентирована на то, чтобы
обозначить исторически сложившееся проблемное поле европейской этики. В ней
лекционный курс и семинарские занятия составляют единое целое. Такое единство не
является обязательным. Лекционный курс допускает, а в известном смысле даже
предполагает конкретизацию в духе той или иной этической традиции (школы). Он
может излагать кантианскую, марксистскую, утилитаристскую или какую-либо иную
теорию морали. Семинарские же занятия, на наш взгляд, в любом случае должны
сохранять принципиально недоктринальный характер; они призваны дать объективное
представление об этике независимо от ее мировоззренческих, политико-
идеологических, конфессиональных и иных контекстов и составлены таким образом,
что могут сочетаться с любой авторской версией лекционного курса философской
этики.