ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
1 Что представляет собой проект здания и сооружения?
2 Кто участвует в разработке проекта здания?
3 Что служит исходным документов для разработки проекта?
4 Кем составляется задание на проектирование?
5 Что указывают в исходном документе?
6 Сколько стадий имеет проектирование?
7 Какие проекты разрабатываются в одну стадию? Почему?
8 Что включает в себя технический проект?
9 Что содержит основной комплект рабочих чертежей?
10 В соответствии с чем выполняются рабочие чертежи?
11 Как осуществляется строительство?
12 Где используются типовые проекты? Индивидуальные проекты?
13 Что включает в себя технический паспорт?
14 Как осуществляется процесс проектирования?
15 На чем базируется современное проектирование?
16 Что является общим критерием экономичности проектного решения?
Упражнение 13. Прочитайте текст. Исключите информацию, не влияющую существенно на его содержание.
Назовите свои варианты.
Упражнение 14. Прочитайте план к тексту.
1 Определение "проект здания".
2 Необходимые документы для разработки проекта здания и сооружения:
а) исходный документ.
3 Стадии проектирования:
а) технический проект и смета;
б) рабочие чертежи.
4 Типовые и индивидуальные проекты.
5 Процесс проектирования.
6 Математические методы и средства современного проектирования.
7 Общий критерий экономичности проектного решения.
Упражнение 15. Раскройте содержание каждого пункта плана.
Упражнение 16. Расскажите текст, пользуясь планом. Дополните рассказ своими знаниями о проектировании зданий.
Следите за последовательностью пересказа.
Текст 8. АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Архитектурная композиция – целостная система архитектурных форм, отвечающая художественным, функциональным и
конструктивно-техноло-гическим требованиям. Художественное единство должно быть присуще композиции отдельных
объектов и их комплексов. При архитектурном проектировании художественные средства избираются с учетом назначения
здания, эстетических закономерностей и психологии восприятия.
Основными компонентами архитектурной композиции здания служат его внешний объем и внутреннее пространство.
Построение композиции базируется на гармоническом единстве внешнего объема здания с пространством интерьеров и
окружающей среды, способствующем созданию художественно завершенного целого. Единство внешнего объема и
внутреннего пространства зданий соблюдается, если архитектурная композиция обеспечивает соответствие размеров и форм
фасадов и интерьеров. Так, объем и пространство современного жилого дома согласованы, если мелкоячеистому дробному
внутреннему пространству дома отвечает его внешний мелкочленный объем, а общественному зданию с зальными
помещениями – монолитный объем с крупными членениями формы. Если это условие не соблюдается, то единство
композиции нарушается. В отдельных случаях несоответствие внешней формы и внутреннего пространства может быть
специально предусмотрено и композиционно оправдано. Иногда к нему прибегают при создании композиций с большой
идеологической программой в зданиях-памятниках, монументах.
Если в зданиях взаимосвязь объемной формы и внутреннего пространства, как правило, обязательна, то в инженерных
сооружениях она зачастую отсутствует. Так, в подземных метрополитена имеется лишь внутреннее пространство, а в мостах,
эстакадах, телевизионных и водонапорных башнях преобладает внешний объем.
Внутреннее пространство является той основной функциональной средой, для создания которой возводится здание.
Композиция внутреннего пространства исходит из соответствия формы, размеров и взаиморасположения помещений
функциональному процессу и требованиям художественного единства. В соответствии с назначением здания его внутреннее
пространство может быть: единым (крытый рынок), частично расчлененным не доходящими до потолка барьерами,
светопрозрачными перегородками, решетчатыми ограждениями, которые выделяют отдельные функциональные зоны, но
сохраняют целостность всего внутреннего пространства; расчлененным прерывистыми ограждениями, способствующими
организации движения людей в интерьере и одновременно решению конструкций перекрытий; разграниченным глухими
вертикальными и горизонтальными преградами на отдельные замкнутые пространства.
Композиция внешних объемов здания может строиться на основе двух методов. Первый (функциональный) базируется
на выявлении внутренней функциональной структуры пространства; согласно этой структуре объемная форма может
сохранять монолитность или члениться на отельные части. Второй (универсальный) – на создании обобщенной объемно-
пространственной формы простых очертаний, пригодной для многофункционального использования. Для этого внутреннее
пространство освобождают от вертикальных несущих конструкций, относя их к наружным граням универсального объема.
Однако концепция универсальной формы получает ограниченное применение, так как на практике ее реализация