Синтаксис современного русского языка. Практикум. Артаманов В.Н. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

14
Подумай. Вс егда найдется что-то важное для такой минуты… (Горин).
8. Крапилин. Вс е губернии плюют на твою музыку! (Вдруг очнулся, вздрог-
нул, опустился на колени, говорит жалобно.) Ваше высокопревосходительство,
смилуйтесь над Крапилиным! Я был в забытьи! Хлудов. Нет! Плохой солдат!
Ты хорошо начал, а кончил скверно. Валяешьс я в ногах? Повес ить его
! Я не
могу на него смотреть! (Булгаков). 9. Друзей нельзя купить, их можно только
продать (Визбор). 10. Казалось, только теперь Архимедов признал во мне сво-
его знакомца. – И вы возьмите стул, – сказал он голосом, не выражавшим ни
радости, ни недовольства (Каверин). 11. Дело в том, что обычный командиро-
ванный или приехавший на отдых
человек, прекрасно знающий, как трудно с
билетами, гостиницами и т. д., считает за счастье и третью полку в плацкарте, и
койку в коридоре. Его можно разбудить шваброй, и на белье мокрое положить,
и прикрикнуть, а вот зарвавшиеся артисты, катающиеся по стране по десятку и
более лет, иногда начинают робко понимать, что
и у пассажира, и у «гостя» (так
называют в гостиничном сервисе горемык проживающих) тоже есть опреде-
ленные Конституцией и разумом права (Капитановский).
ЗАДАНИЕ 2. Определить синтаксическое время, указать средства выраже-
ния синтаксического времени.
1. Бывало, к полудню моя чегемская тетушка начинает греметь тар елками, а
уж собаки сдержанно ждут у распахнутых дверей кухни
. После обеда и им, ко-
нечно, что-нибудь перепадет. Но в ожидании еды они вдруг взлаивали без вся-
кой причины, даже подбегали к забору, где погавкав некоторое время, победно
возвращались назад, как бы говоря: мы не дармоеды, отогнали очень опасного,
хотя и невидимого врага. Меня всегда смешила эта сфальсифицированная
опасность (
Искандер). 2. Я был увлечен в ту пору работой над некоторыми
спорными вопросами журналистики тридцатых годов, и заметки о встрече с
Арх имедовым были отложены надолго (Каверин). 3. Когда перед тобой сталки-
ваются машины, не трогай руль. Вед и свою машину в огонь. Весь твой орга-
низм, мозг, глаза, руки, пальцы протес туют, кричат против этого
. Но будь тверд
душой. Веди машину в огонь. Через секунду столкнувшись машины отскочат
друг от друга, и ты пролетишь между двумя огненными шарами. Если засуе-
тишься, свернешь… (Визбор). 4.Во т я, – заговорил Бибиков, – вот я проездом
в Казань в одну избу зашел, пока лошадей перепрягали, – а там за столом один
знакомый
помещик сидит и с блюдечка чай кушает, в Петербурге мы с ним
встречались. Я так и обомлел. Вы, спрашиваю, сударь, имярек, что здесь делае-
те? А он этак криво улыбнулся и говорит: как слухи прошли, что Пугачев здесь
проходит, то мы и размысли в чужую деревню укрыться, ибо, чаятельно, мы
здесь
меньше опаснос ти подвергаемся, чем дома (Домбровский). 5. Я уезжаю в
деревню, чтобы стать ближе к земле; я открываю свойства растений и тр ав. Я
брошу в огонь душистый чабрец. Дым поднимается вверх, и значит я прав
(Гребенщиков). 6. Американские психологи Д. Миллер, Ю. Галантер и К. При-
брам образно описывают поведение человека, который
пос тавил своей целью
забить гвоздь в стену и вынужден для этого найти молоток: «Как производятся
эти поиски молотка? Сущес твует ли какой-нибудь план, которому мы следуем?