ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
7
5. Один из студентов на семинарском занятии утверждал, что элек-
троны, ядро Земли, черные дыры не являются материальными объектами,
т.к. они не даны человеку в его ощущениях. В чем ошибочность такого
вывода? Как следует понимать «данность в ощущении»?
6. В каком отношении находятся между собой понятия «движе-
ние», «развитие», «изменение
»? Можно ли утверждать, например, что вся-
кое движение есть развитие? Всякое изменение – это развитие?
7. Как вы понимаете выражение: «Движение абсолютно, а покой
относителен»?
8. Философы элейской школы, анализируя природу движения, при-
ходили к такому парадоксу: для того чтобы тело могло двигаться, нужна
пустота. Но что такое пустота? Это то,
что существует, но не имеет ника-
ких свойств и никак себя не проявляет. Если пустота и существует, то по-
знать ее нельзя, ибо она есть ничто, не содержит в себе никакого бытия.
Значит, пустота – это нечто существующее и в то же время не сущест-
вующее. Таким образом, допущение о существовании движения
приводит
к логическому противоречию.
Найдите ошибку в этом рассуждении.
9. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.
Но время как таковое не дано нам в ощущениях. Следовательно, время как
таковое нематериально.
Верно ли это рассуждение? Если нет, то в чем ошибка?
10. «...Пространство и время материальны, ибо они не
есть нечто ду-
ховное, сознательное, а все, что не есть сознание, есть материя, но их за-
труднительно считать материей, ибо последняя должна отличаться от них
как от «форм» своего существования...» (Нарский, И. С. Диалектическое
противоречие и логика познания / И. С. Нарский. – М., 1969. – С. 33).
Сформулируйте проблему, поставленную автором этого высказыва-
ния.
Насколько она правомерна? Согласны ли вы с решением, предложен-
ным И. С. Нарским?
11. Определите, к каким философским направлениям относятся при-
веденные ниже суждения о пространстве и времени:
а) пространство и время суть формы бытия мирового разума;
б) пространство и время суть объективные формы существования
материи;
в) пространство и время – это
формы нашего восприятия;
г) пространство и время суть независимые от материи субстанции.
12. Один из героев фантастической повести И. Ефремова рассужда-
ет так: поскольку мир един, то и законы его развития должны везде дей-
ствовать одинаково, а отсюда следует, что все мыслящие существа во
Вселенной должны быть похожими друг на
друга. Согласны ли вы с та-
ким выводом?
5. Один из студентов на семинарском занятии утверждал, что элек- троны, ядро Земли, черные дыры не являются материальными объектами, т.к. они не даны человеку в его ощущениях. В чем ошибочность такого вывода? Как следует понимать «данность в ощущении»? 6. В каком отношении находятся между собой понятия «движе- ние», «развитие», «изменение»? Можно ли утверждать, например, что вся- кое движение есть развитие? Всякое изменение – это развитие? 7. Как вы понимаете выражение: «Движение абсолютно, а покой относителен»? 8. Философы элейской школы, анализируя природу движения, при- ходили к такому парадоксу: для того чтобы тело могло двигаться, нужна пустота. Но что такое пустота? Это то, что существует, но не имеет ника- ких свойств и никак себя не проявляет. Если пустота и существует, то по- знать ее нельзя, ибо она есть ничто, не содержит в себе никакого бытия. Значит, пустота – это нечто существующее и в то же время не сущест- вующее. Таким образом, допущение о существовании движения приводит к логическому противоречию. Найдите ошибку в этом рассуждении. 9. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Но время как таковое не дано нам в ощущениях. Следовательно, время как таковое нематериально. Верно ли это рассуждение? Если нет, то в чем ошибка? 10. «...Пространство и время материальны, ибо они не есть нечто ду- ховное, сознательное, а все, что не есть сознание, есть материя, но их за- труднительно считать материей, ибо последняя должна отличаться от них как от «форм» своего существования...» (Нарский, И. С. Диалектическое противоречие и логика познания / И. С. Нарский. – М., 1969. – С. 33). Сформулируйте проблему, поставленную автором этого высказыва- ния. Насколько она правомерна? Согласны ли вы с решением, предложен- ным И. С. Нарским? 11. Определите, к каким философским направлениям относятся при- веденные ниже суждения о пространстве и времени: а) пространство и время суть формы бытия мирового разума; б) пространство и время суть объективные формы существования материи; в) пространство и время – это формы нашего восприятия; г) пространство и время суть независимые от материи субстанции. 12. Один из героев фантастической повести И. Ефремова рассужда- ет так: поскольку мир един, то и законы его развития должны везде дей- ствовать одинаково, а отсюда следует, что все мыслящие существа во Вселенной должны быть похожими друг на друга. Согласны ли вы с та- ким выводом? 7
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »