Культура и литература изучаемого региона (Китая). Баирова О.А. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

ны, ламаизма. Основные отличия. Распространение махая-
ны в Китае. Синтез философских положений махаяны и
традиционных местных ученийпоявление чань/дзэн-
буддизма.
Чань-буддизм - китайский вариант буддизма. Влия-
ние даосизма и конфуцианства. Проповедь социальной ак-
тивности. Культ ботхисатв. Буддийский идеал равенства
людей в контексте традиционной конфуцианской идео-
логии. Буддизм - аналог и альтернатива традиционных ки-
тайских воззрений. Пустота и "великий предел", три учения
(Сань-цзяо) и т.д. - пути и механизмы освоения буддийского
учения китайской культурой. Духовная практика чань-
буддизма. Интуитивное постижение недуальности всех оп-
позиций. Медитативные практики. Сосредоточенность (дин)
и оберегание (шоу) сознания. Статическая (сидячая) и ди-
намическая медитации в чань-буддизме. Четыре принципа
чань-буддизма: не создавать письменных наставлений; пе-
редавать истину вне учения, иным способом; напрямую
указывать суть сознания человека; прозревать природу, ста-
новиться Буддой.
Роль парадоксов, спонтанности, ненормативности,
шока в чань-буддийской духовной практике. Раскол чань-
буддизма на южную и северную ветви.
Современное положение буддизма в КНР.
Складывание системы буддийских монастырей. Раз-
витие буддизма в средневековье. Иерархия дзэнских мона-
стырей: госан (высший уровень), дзиссацу ("десять мона-
стырей"), седзан ("храмы всех провинций"). Новации в ре-
лигии и культуре, выработанные в рамках дзэн-буддизма:
чайная церемония, садово-парковое искусство и т.д.
Необуддизм. Модернизация буддизма.
Вопросы к семинару:
1. Буддийская метафизика.
2. Буддизм как социокультурная модель.
3.Экономическая модель буддизма.
4.Необуддизм.
Тема 6. Древняя литература Китая.
План:
1. Феномен литературы как культурной деятельно-
сти человека.
2. Древнекитайские литературные памятники: "Ши
цзин", «Шуцзин», «Ицзин», «Чуньцю».
3. Проза в древней литературе Китая
Краткое содержание лекции:
Феномен литературы как культурной деятельности
человека. Способы и типы мироописания. Описание зако-
номерностей, естественного хода вещей. Развитие филосо-
фии, науки, космогонии и т.п. Описание эксцесса, случай-
ности и т.п. Развитие эпоса.
Феномен художественного слова. Художественный и
естественный языки. Поэзия как первичная форма художе-
ственного языка. Древняя поэзия в Китае.
"Ши цзин", «Шуцзин», «Ицзин», «Чуньцю» - древ-
нейшие литературные поэтические памятники китайской
культуры. Общие черты. Обрядовые, фольклорные песни.
Ритуальные гимны, лирика. Отражение быта, нравов, обы-
чаев, исторических событий. Дальнейшее развитие поэзии
Китая. Зарождение морального и эстетического сознания в
"Чуских строфах" (Чу цы). Лирика как выражение естест-
венных чувств и переживаний человека. Появление в лири-
ке элегических построений и философских размышлений.
Поэтические жанры Китая (фу, юэфу, люй ши, цзюэ ши).
Проза в древней литературе Китая. Особенности
древнекитайской прозы. Отсутствие литературной обработ-
ки древних мифов в виде эпоса. Исторические хроники,
ны, ламаизма. Основные отличия. Распространение махая-       2. Буддизм как социокультурная модель.
ны в Китае. Синтез философских положений махаяны и           3.Экономическая модель буддизма.
традиционных местных учений — появление чань/дзэн-           4.Необуддизм.
буддизма.
       Чань-буддизм - китайский вариант буддизма. Влия-            Тема 6. Древняя литература Китая.
ние даосизма и конфуцианства. Проповедь социальной ак-             План:
тивности. Культ ботхисатв. Буддийский идеал равенства              1. Феномен литературы как культурной деятельно-
людей в контексте традиционной конфуцианской идео-                    сти человека.
логии. Буддизм - аналог и альтернатива традиционных ки-            2. Древнекитайские литературные памятники: "Ши
тайских воззрений. Пустота и "великий предел", три учения             цзин", «Шуцзин», «Ицзин», «Чуньцю».
(Сань-цзяо) и т.д. - пути и механизмы освоения буддийского         3. Проза в древней литературе Китая
учения китайской культурой. Духовная практика чань-
буддизма. Интуитивное постижение недуальности всех оп-              Краткое содержание лекции:
позиций. Медитативные практики. Сосредоточенность (дин)             Феномен литературы как культурной деятельности
и оберегание (шоу) сознания. Статическая (сидячая) и ди-     человека. Способы и типы мироописания. Описание зако-
намическая медитации в чань-буддизме. Четыре принципа        номерностей, естественного хода вещей. Развитие филосо-
чань-буддизма: не создавать письменных наставлений; пе-      фии, науки, космогонии и т.п. Описание эксцесса, случай-
редавать истину вне учения, иным способом; напрямую          ности и т.п. Развитие эпоса.
указывать суть сознания человека; прозревать природу, ста-          Феномен художественного слова. Художественный и
новиться Буддой.                                             естественный языки. Поэзия как первичная форма художе-
       Роль парадоксов, спонтанности, ненормативности,       ственного языка. Древняя поэзия в Китае.
шока в чань-буддийской духовной практике. Раскол чань-              "Ши цзин", «Шуцзин», «Ицзин», «Чуньцю» - древ-
буддизма на южную и северную ветви.                          нейшие литературные поэтические памятники китайской
       Современное положение буддизма в КНР.                 культуры. Общие черты. Обрядовые, фольклорные песни.
       Складывание системы буддийских монастырей. Раз-       Ритуальные гимны, лирика. Отражение быта, нравов, обы-
витие буддизма в средневековье. Иерархия дзэнских мона-      чаев, исторических событий. Дальнейшее развитие поэзии
стырей: госан (высший уровень), дзиссацу ("десять мона-      Китая. Зарождение морального и эстетического сознания в
стырей"), седзан ("храмы всех провинций"). Новации в ре-     "Чуских строфах" (Чу цы). Лирика как выражение естест-
лигии и культуре, выработанные в рамках дзэн-буддизма:       венных чувств и переживаний человека. Появление в лири-
чайная церемония, садово-парковое искусство и т.д.           ке элегических построений и философских размышлений.
       Необуддизм. Модернизация буддизма.                    Поэтические жанры Китая (фу, юэфу, люй ши, цзюэ ши).
                                                                     Проза в древней литературе Китая. Особенности
      Вопросы к семинару:                                    древнекитайской прозы. Отсутствие литературной обработ-
1. Буддийская метафизика.                                    ки древних мифов в виде эпоса. Исторические хроники,