Культура и литература изучаемого региона (Китая). Баирова О.А. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Тема 3. Ранние верования и культы Китая и кон-
фуцианство.
План:
1. Специфика религиозной ситуации в КНР и ос-
новные религии.
2. Конфуцианство.
3. Моизм, легизм, неоконфуцианство.
Краткое содержание лекции:
Специфика религиозной ситуации в КНР и основные
религии. Народные верования и культы. Представления о
душе и загробном мире. Виды души - хунь и по. Различные
представления о числе и характере душ у человека. Обитель
духов и душ предков - загробная обитель. Идея частилища и
представление об аде. Дунъюэ дади, Фэнду дади, Дицзан-
ван и Яньло-ван - владыки ада в различных региональных
традициях. Тождественность души и социальных функций
индивида. Китайский пантеон. Центральное место культа
усопших предков. Сложность иерархии и многочисленность
китайского пантеона. Антропоморфизация богов. Анало-
гичность земного социального устройства и небесного. Не-
бесная канцелярия. Высший уровень китайского пантеона -
божества, надзирающие за моральным порядком (Яшмовый
император, Трое чистых (ипостаси Лао-цзы), Конфуций,
Лао-цзы, Будда, Гуань-ди). Категория божеств природы. Бо-
ги небесных тел. Боги атмосферных явлений. Драконы - по-
велители вод. Категория божеств покровителей. Демоноло-
гия. Олицетворение враждебных, разрушительных сил при-
роды и общества. Представления о демонах - облик, дея-
тельность, способности, средства защиты от демонов. Ма-
гическая практика - виды гаданий, особая роль паранаучных
гаданий (физиогномистика, хиромантия, геомантия и т.п.).
Конфуцианство. Космологические представления в
Китае. Великая триада - Небо, Земля, Человек. Учение Ве-
ликого предела (Тайцзи). Предначаль-ное Небо и идея се-
мени. Концепция пяти первоэлементов (У-син) и учение о
двух первоначалах Инь-Ян. Конфуцианство как философия,
этическая, религиозная и социальная система.
Жизненный путь Конфуция и основные положения
конфуцианства. Происхождение Конфуция. Этапы его жиз-
ни. Стремление к возрождению "идеалов древности". "Ис-
правление имен" (чжэн мин) - согласование прав и обязан-
ностей человека с нормами традиции. Поиск и осуществле-
ние человеком себя в конкретном, нормативном жесте. Роль
ритуала. Космическое и антропологическое значение ритуа-
ла в конфуцианстве. Представление о человечности (жэнь) у
Конфуция. "Превозмогание себя" (кэ цзи) и Путь (Дао). Об-
ращенность к традиции, почитанию предков. Категория по-
рядка, закона (ли). Добродетель (дэ). Принцип сыновей и
братской добродетели (сяо/ди). Принцип справедливости и
исправности (и). "Беседы и суждения" (Лунь Юй) Конфу-
ция. Отсутствие интереса у Конфуция к созданию "системы
идей".
Дальнейшая эволюция конфуцианства. Деятельность
Мэн-цзы. Развитие идей Конфуция о "гуманном правлении"
мудрого государя. Деятельность Сюнь-цзы. Положение о
"злой природе" человека. Акцент на нравственном самосо-
вершенствовании человека. Школа Мо Ди. Легизм. Не-
оконфуцианство. Чжу Си - систематизатор и главный идео-
лог неоконфуцианства. Дуалистическая концепция челове-
ческой природы. Акцент на онтологической, космологиче-
ской и гносео-психологической проблематике.
Современное состояние конфуцианства.
Вопросы к семинару:
1. Личность Конфуция.
2. Религиозная ситуация в Китае
3. «Благородный муж» Конфуция
     Тема 3. Ранние верования и культы Китая и кон-         ликого предела (Тайцзи). Предначаль-ное Небо и идея се-
фуцианство.                                                 мени. Концепция пяти первоэлементов (У-син) и учение о
     План:                                                  двух первоначалах Инь-Ян. Конфуцианство как философия,
     1. Специфика религиозной ситуации в КНР и ос-          этическая, религиозная и социальная система.
        новные религии.                                            Жизненный путь Конфуция и основные положения
     2. Конфуцианство.                                      конфуцианства. Происхождение Конфуция. Этапы его жиз-
     3. Моизм, легизм, неоконфуцианство.                    ни. Стремление к возрождению "идеалов древности". "Ис-
                                                            правление имен" (чжэн мин) - согласование прав и обязан-
       Краткое содержание лекции:                           ностей человека с нормами традиции. Поиск и осуществле-
       Специфика религиозной ситуации в КНР и основные      ние человеком себя в конкретном, нормативном жесте. Роль
религии. Народные верования и культы. Представления о       ритуала. Космическое и антропологическое значение ритуа-
душе и загробном мире. Виды души - хунь и по. Различные     ла в конфуцианстве. Представление о человечности (жэнь) у
представления о числе и характере душ у человека. Обитель   Конфуция. "Превозмогание себя" (кэ цзи) и Путь (Дао). Об-
духов и душ предков - загробная обитель. Идея частилища и   ращенность к традиции, почитанию предков. Категория по-
представление об аде. Дунъюэ дади, Фэнду дади, Дицзан-      рядка, закона (ли). Добродетель (дэ). Принцип сыновей и
ван и Яньло-ван - владыки ада в различных региональных      братской добродетели (сяо/ди). Принцип справедливости и
традициях. Тождественность души и социальных функций        исправности (и). "Беседы и суждения" (Лунь Юй) Конфу-
индивида. Китайский пантеон. Центральное место культа       ция. Отсутствие интереса у Конфуция к созданию "системы
усопших предков. Сложность иерархии и многочисленность      идей".
китайского пантеона. Антропоморфизация богов. Анало-               Дальнейшая эволюция конфуцианства. Деятельность
гичность земного социального устройства и небесного. Не-    Мэн-цзы. Развитие идей Конфуция о "гуманном правлении"
бесная канцелярия. Высший уровень китайского пантеона -     мудрого государя. Деятельность Сюнь-цзы. Положение о
божества, надзирающие за моральным порядком (Яшмовый        "злой природе" человека. Акцент на нравственном самосо-
император, Трое чистых (ипостаси Лао-цзы), Конфуций,        вершенствовании человека. Школа Мо Ди. Легизм. Не-
Лао-цзы, Будда, Гуань-ди). Категория божеств природы. Бо-   оконфуцианство. Чжу Си - систематизатор и главный идео-
ги небесных тел. Боги атмосферных явлений. Драконы - по-    лог неоконфуцианства. Дуалистическая концепция челове-
велители вод. Категория божеств покровителей. Демоноло-     ческой природы. Акцент на онтологической, космологиче-
гия. Олицетворение враждебных, разрушительных сил при-      ской и гносео-психологической проблематике.
роды и общества. Представления о демонах - облик, дея-             Современное состояние конфуцианства.
тельность, способности, средства защиты от демонов. Ма-
гическая практика - виды гаданий, особая роль паранаучных         Вопросы к семинару:
гаданий (физиогномистика, хиромантия, геомантия и т.п.).    1. Личность Конфуция.
       Конфуцианство. Космологические представления в       2. Религиозная ситуация в Китае
Китае. Великая триада - Небо, Земля, Человек. Учение Ве-    3. «Благородный муж» Конфуция