ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Тема 2. Религиозно-философские представления в
Китае.
План:
1. Религия как явление культуры.
2. Развитие религиозных представлений в Китае.
Понятие мифа. Классификация мифов.
3. Особенности философской традиции.
4. Понимание культуры в философской традиции
Востока.
Краткое содержание лекции:
Религия как социокультурный феномен. Понятие ре-
лигии. Генезис и эволюция религии в истории общества.
Религия как явление культуры.
Восточные религии как социокультурный комплекс:
сакральные представления и верования, ритуалы, морально-
этические, эстетические и правовые представления. Религи-
озная "картина и карта" Китая. Размещение основных рели-
гий в Китае. Конфессиональный плюрализм и толе-
рантность как существенные характеристики религиозной
ситуации в Китае. Политеизм автохтонных религий. Разви-
тие религиозных представлений в Китае. От мифа к морали
и идеологии. Понятие мифа. От представлений о единичных
проявлениях священной силы к общекосмическому, едино-
му представлению о сущем. Открытие метафизической ре-
альности и роль ритуала. Общекосмические законы, воля
божеств, роль правителя. Личностные боги и категория
недеяния.
Двойственность религиозно-мировозренческого соз-
нания в Китае. Рационализация, упорядоченность, абстра-
гированность картины мира. Наличие фундаментальных
черт архаического сознания: отождествление власти с ро-
дом, сакрализация космоса, соединение магии и техниче-
ских навыков управления. Особенности философской тра-
диции. Переплетение философской, этической и религиоз-
ной мысли. Идея преемственности и гармонической взаи-
мосвязи между человеком и космосом. Оптимизм и доверие
к жизни и всем ее метаморфозам. Представление о реально-
сти как перемене, превращении, событии. Внимание не к
сущности вещей, а к уместности их взаимоотношений. Идея
пути - Дао, Дэ. Различие мудрости и интеллекта. Три уровня
познания: практический, рациональный, интуитивно-
мистический. Соединение понятий разума, сердца и воли в
китайской традиции. Восприятие Бытия. Ничто: реальность
как "необраз" всего сущего. Бытие как "со-бытие", сущее -
"не-сущее", знание "со-знание".
Понимание культуры в философской традиции Вос-
тока. Восприятие культурной практики как хаотическое,
непостижимо сложное смешение образов и сил. Внеполо-
женность сущности бытия и внесубстанциональность Хаоса
(прообраза культуры) как декора, орнамента. Культура и
реальность как отблеск, след, тень самих себя. Иносказание,
намек, аллюзия - как важный мотив восточной культурной
практики.
Культура и традиция в Китае. Сущность традиции на
Востоке - типовые формы, канон, а не идеи, понятия и от-
дельные образы. Тождество пустоты и формы. Традиция
как "узнавание нового в старом".
Вопросы к семинару:
1. Духовный перелом в китайской культуре (даосизм,
конфуцианство, буддизм).
2. Эстетические принципы культуры Китая.
3. Мифология древнего Китая.
4. Идеология сектантства в Китае.
5. Единство и целостность в китайской философии.
6. Новые религии в АТР.
Тема 2. Религиозно-философские представления в диции. Переплетение философской, этической и религиоз- Китае. ной мысли. Идея преемственности и гармонической взаи- План: мосвязи между человеком и космосом. Оптимизм и доверие 1. Религия как явление культуры. к жизни и всем ее метаморфозам. Представление о реально- 2. Развитие религиозных представлений в Китае. сти как перемене, превращении, событии. Внимание не к Понятие мифа. Классификация мифов. сущности вещей, а к уместности их взаимоотношений. Идея 3. Особенности философской традиции. пути - Дао, Дэ. Различие мудрости и интеллекта. Три уровня 4. Понимание культуры в философской традиции познания: практический, рациональный, интуитивно- Востока. мистический. Соединение понятий разума, сердца и воли в китайской традиции. Восприятие Бытия. Ничто: реальность Краткое содержание лекции: как "необраз" всего сущего. Бытие как "со-бытие", сущее - Религия как социокультурный феномен. Понятие ре- "не-сущее", знание "со-знание". лигии. Генезис и эволюция религии в истории общества. Понимание культуры в философской традиции Вос- Религия как явление культуры. тока. Восприятие культурной практики как хаотическое, Восточные религии как социокультурный комплекс: непостижимо сложное смешение образов и сил. Внеполо- сакральные представления и верования, ритуалы, морально- женность сущности бытия и внесубстанциональность Хаоса этические, эстетические и правовые представления. Религи- (прообраза культуры) как декора, орнамента. Культура и озная "картина и карта" Китая. Размещение основных рели- реальность как отблеск, след, тень самих себя. Иносказание, гий в Китае. Конфессиональный плюрализм и толе- намек, аллюзия - как важный мотив восточной культурной рантность как существенные характеристики религиозной практики. ситуации в Китае. Политеизм автохтонных религий. Разви- Культура и традиция в Китае. Сущность традиции на тие религиозных представлений в Китае. От мифа к морали Востоке - типовые формы, канон, а не идеи, понятия и от- и идеологии. Понятие мифа. От представлений о единичных дельные образы. Тождество пустоты и формы. Традиция проявлениях священной силы к общекосмическому, едино- как "узнавание нового в старом". му представлению о сущем. Открытие метафизической ре- альности и роль ритуала. Общекосмические законы, воля Вопросы к семинару: божеств, роль правителя. Личностные боги и категория 1. Духовный перелом в китайской культуре (даосизм, недеяния. конфуцианство, буддизм). Двойственность религиозно-мировозренческого соз- 2. Эстетические принципы культуры Китая. нания в Китае. Рационализация, упорядоченность, абстра- 3. Мифология древнего Китая. гированность картины мира. Наличие фундаментальных 4. Идеология сектантства в Китае. черт архаического сознания: отождествление власти с ро- 5. Единство и целостность в китайской философии. дом, сакрализация космоса, соединение магии и техниче- 6. Новые религии в АТР. ских навыков управления. Особенности философской тра-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- …
- следующая ›
- последняя »