Культура и литература изучаемого региона (Китая). Баирова О.А. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

Тема 1. Проблемы исторической типологии куль-
тур и особенности культурного развития Китая.
План:
1. Архетипы европейской культуры.
2. Архетипы культуры Китая.
3. Понимание человека в европейской и китайской
культуре.
Краткое содержание лекции:
Архетипы европейской культуры. Общие черты ев-
ропейского классического эстетического восприятия. Влия-
ние античной традиции. Чувственно-телесное восприятие
мира. Чёткая отделённость друг от друга, оформленность,
вычлененность вещей (объектов) из окружающего мира.
Однородность, цельность, оформленность субъекта. Место
античной скульптуры: реализм, оформленность, однород-
ность материала. Восприятие Космоса. Античная метафизи-
ка. Тема первоначала в европейской философии. Космос,
Мифос, Логос в античной культуре. Тема трансцедентного в
античной метафизике. Дальнейшее развитие транс-
цедентности в религиозной философии европейского сред-
невековья. Черты дуальности европейской культуры и ев-
ропейского мышления. Противопоставление субъекта и
объекта. Представления о Едином, о целостности в евро-
пейской культуре.
Архетипы культуры Китая. Недуальность воспри-
ятия. Вопрос о корректности употребления категорий евро-
пейской философской традиции применительно к Востоку.
Проблема объекта в восточном мировоззрении. Понимание
Абсолюта. Нечто и Ничто в европейской и восточной куль-
турах. Ничто - свет и тьма в различных культурных контек-
стах. Единство, цельность, предельность пустоты (шуньяты)
в восточной культуре. Акцент восприятия не на объекте, а
"между объектами". Роль молчания, паузы, чистого про-
странства в восточной эстетике. Нетрансцедентный харак-
тер Абсолюта в восточной культуре. Отсутствие трансце-
дентного личного Бога и вертикальной связи его с миром
явлений обыденности, людей и вещей. Отсутствие Абсо-
люта вне конкретных явлений. Вненачальность, неопреде-
лимость Абсолюта. Интуитивно-созерцательный и вербаль-
но-логический методы познания. Статика и динамика в ев-
ропейской и восточной культурах. Определенность и неоп-
ределимость метафизического начала в европейской и вос-
точной культурах. "Динамика статики" и "статика динами-
ки". Изменчивое и уникальное в восточной культуре. Безна-
чальность и вечное изменение мира. Акцентировка на связи
явлений, сочетании элементов в их неразделенности, ком-
плексности. Важная роль уникального, мимолетного, дан-
номоментного - отражение текучего, неопределимого Абсо-
люта в полноте мира, в полноте явлений.
Понимание человека. Личность, индивидуализм в
европейской культуре. Прометеевский и фаустовский чело-
век. Концепция "не-я" в трактовке восточной личности.
Трактовка человечности (гуманности) - жэнь в конфуциан-
стве. "Человек- мера всех вещей" и "человек - глубина всех
вещей" - два подхода к месту человека в мире. Микрокосм и
макрокосм. Единство, связи, конкретное, изменчивое, веч-
ное - специфика понимания данных категорий в различных
культурных контекстах. Децентрированность в восточной
культуре.
Вопросы к семинару:
1. Проблема личностного самосознания в традиционном
восточном обществе.
2. Специфика гуманизма на Востоке.
3. Роль традиции в истории и культуре Китая.
4. Высокая и народная культура Китаяпроблемы взаи-
модействия.
                                                            странства в восточной эстетике. Нетрансцедентный харак-
       Тема 1. Проблемы исторической типологии куль-        тер Абсолюта в восточной культуре. Отсутствие трансце-
тур и особенности культурного развития Китая.               дентного личного Бога и вертикальной связи его с миром
       План:                                                явлений обыденности, людей и вещей. Отсутствие Абсо-
       1. Архетипы европейской культуры.                    люта вне конкретных явлений. Вненачальность, неопреде-
       2. Архетипы культуры Китая.                          лимость Абсолюта. Интуитивно-созерцательный и вербаль-
       3. Понимание человека в европейской и китайской      но-логический методы познания. Статика и динамика в ев-
          культуре.                                         ропейской и восточной культурах. Определенность и неоп-
                                                            ределимость метафизического начала в европейской и вос-
       Краткое содержание лекции:                           точной культурах. "Динамика статики" и "статика динами-
       Архетипы европейской культуры. Общие черты ев-       ки". Изменчивое и уникальное в восточной культуре. Безна-
ропейского классического эстетического восприятия. Влия-    чальность и вечное изменение мира. Акцентировка на связи
ние античной традиции. Чувственно-телесное восприятие       явлений, сочетании элементов в их неразделенности, ком-
мира. Чёткая отделённость друг от друга, оформленность,     плексности. Важная роль уникального, мимолетного, дан-
вычлененность вещей (объектов) из окружающего мира.         номоментного - отражение текучего, неопределимого Абсо-
Однородность, цельность, оформленность субъекта. Место      люта в полноте мира, в полноте явлений.
античной скульптуры: реализм, оформленность, однород-              Понимание человека. Личность, индивидуализм в
ность материала. Восприятие Космоса. Античная метафизи-     европейской культуре. Прометеевский и фаустовский чело-
ка. Тема первоначала в европейской философии. Космос,       век. Концепция "не-я" в трактовке восточной личности.
Мифос, Логос в античной культуре. Тема трансцедентного в    Трактовка человечности (гуманности) - жэнь в конфуциан-
античной метафизике. Дальнейшее развитие транс-             стве. "Человек- мера всех вещей" и "человек - глубина всех
цедентности в религиозной философии европейского сред-      вещей" - два подхода к месту человека в мире. Микрокосм и
невековья. Черты дуальности европейской культуры и ев-      макрокосм. Единство, связи, конкретное, изменчивое, веч-
ропейского мышления. Противопоставление субъекта и          ное - специфика понимания данных категорий в различных
объекта. Представления о Едином, о целостности в евро-      культурных контекстах. Децентрированность в восточной
пейской культуре.                                           культуре.
       Архетипы культуры Китая. Недуальность воспри-
ятия. Вопрос о корректности употребления категорий евро-          Вопросы к семинару:
пейской философской традиции применительно к Востоку.       1. Проблема личностного самосознания в традиционном
Проблема объекта в восточном мировоззрении. Понимание          восточном обществе.
Абсолюта. Нечто и Ничто в европейской и восточной куль-     2. Специфика гуманизма на Востоке.
турах. Ничто - свет и тьма в различных культурных контек-   3. Роль традиции в истории и культуре Китая.
стах. Единство, цельность, предельность пустоты (шуньяты)   4. Высокая и народная культура Китая — проблемы взаи-
в восточной культуре. Акцент восприятия не на объекте, а       модействия.
"между объектами". Роль молчания, паузы, чистого про-