ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
10
Струве В.В. Египетская литература. М., 1920; Стручевский И.А.. Рамсес II и
Херихор. Из истории Древнего Египта эпохи Рамессидов. М., 1984; Тураев Б.А.
История Древнего Востока. М., 1936. Т. 1; Франкфорт Г., Франкорт Г.А.., Уилсон
Дж., Якобсен Г. В преддверии философии: духовные искания древнего
человека. М., 1984; Фрацев Ю.Л. У истоков религии и свободомыслия. М.; Л.,
1959.
Тема 3.
Государства Древней Месопотамии
Возникновение и становление государственности и политических систем в древнем
Двуречье. От городов-государств к державам. Шумер. Аккад, Вавилон и Ассирия.
Общее и особенное в их политической мысли. Политическая наука. Зарождение
политической истории. Астрология и политическая мысль. Политическая наука и
право.
Политическое развитие Шумера и Аккад. Начало формирования шумеро-
аккадской политической мысли (кон. IV–нач. III тыс. до н.э.). Литературные источники.
Гимны. Плачи. Мифы и легенды. «Царский список». «Эпос о Гильгамеше». Законы
Шульги. Законы Иссипа Липита Иштару.
Письменность, наука и социально-политическое знание. Политическое
сознание и политическая идеология. Политический идеал и миф. Религия и
государство.
Развитие представлений о государстве. Сохранение демократических
представлений и институтов в раннединастический период. Переход к идеалу
монархического деспотизма.
Классическая идея шумер-аккадской государственности, ее составляющие: 1)
преодоление идеологии полугосударственности (город и государство) и
утверждение идеала единого жестко централизованного государства; 2) власть как
царственность, ее сакральность, проблема обоснования права на царскую власть. «МЭ»
царственности, значение этой концепции для обоснования династической
формы правления; 3) право и государственность. Закон как инструмент сохранения
стабильности в восточных деспотиях; 4) религия и государство. Царь и жрец. Храмы
как политические и экономические субъекты; 5) бюрократизм как форма
институализации государственной власти. Ур-Намму (2111–2094 гг. до н.э.) – создатель
классической модели древневосточного государства; 6) армия, ее особый статус
в государстве и полная зависимость от царя; 7) государство как
экономическая организация. Господство государственной собственности; 8)
социальная справедливость. Царь как социальный гарант в отношении
обездоленных. Сохранение патриархальных функций вождя за царем. Царское
милосердие.
Политическая мысль древнего Вавилона (2003 г. до н.э.–482 г. до н.э.).
Преемственность основных парадигм шумеро-аккадской политической мысли.
Литературные источники.
Старовавилонский период (кон. XIX–кон. XVI вв. до н.э.). Вавилонская
государственность. Усиление основных черт шумерской государственности.
Хаммурапи и его значение в формировании политико-правовой культуры Вавилонии.
Консервативный характер законов Хаммурапи. Власть и право, укрепление
централизации и единовластия. Социально-экономическая политика и ее основные
принципы. Автаркичность экономики, ориентация на простое воспроизводство и
Струве В.В. Египетская литература. М., 1920; Стручевский И.А.. Рамсес II и Херихор. Из истории Древнего Египта эпохи Рамессидов. М., 1984; Тураев Б.А. История Древнего Востока. М., 1936. Т. 1; Франкфорт Г., Франкорт Г.А.., Уилсон Дж., Якобсен Г. В преддверии философии: духовные искания древнего человека. М., 1984; Фрацев Ю.Л. У истоков религии и свободомыслия. М.; Л., 1959. Тема 3. Государства Древней Месопотамии Возникновение и становление государственности и политических систем в древнем Двуречье. От городов-государств к державам. Шумер. Аккад, Вавилон и Ассирия. Общее и особенное в их политической мысли. Политическая наука. Зарождение политической истории. Астрология и политическая мысль. Политическая наука и право. Политическое развитие Шумера и Аккад. Начало формирования шумеро- аккадской политической мысли (кон. IV–нач. III тыс. до н.э.). Литературные источники. Гимны. Плачи. Мифы и легенды. «Царский список». «Эпос о Гильгамеше». Законы Шульги. Законы Иссипа Липита Иштару. Письменность, наука и социально-политическое знание. Политическое сознание и политическая идеология. Политический идеал и миф. Религия и государство. Развитие представлений о г осудар стве. Сохране ние демократических представлений и институтов в раннединастический период. Переход к идеалу монархического деспотизма. Классическая идея шумер-аккадской государственности, ее составляющие: 1) преодоление идеологии полугосударственности (город и государство) и утверждение идеала единого жестко централизованного государства; 2) власть как царственность, ее сакральность, проблема обоснования права на царскую власть. «МЭ» царственности, значение этой концепции для обоснования династической формы правления; 3) право и государственность. Закон как инструмент сохранения стабильности в восточных деспотиях; 4) религия и государство. Царь и жрец. Храмы как политические и экономические субъекты; 5) бюрократизм как форма институализации государственной власти. Ур-Намму (2111–2094 гг. до н.э.) – создатель классической модели древневосточного государства; 6) армия, ее особый статус в государстве и полная зависимость от царя; 7) государство как экономическая организация. Господство государственной собственности; 8) социальная справедливость. Царь как социальный гарант в отношении обездоленных. Сохранение патриархальных функций вождя за царем. Царское милосердие. Политическая мысль древнего Вавилона (2003 г. до н.э.–482 г. до н.э.). Преемственность основных парадигм шумеро-аккадской политической мысли. Литературные источники. Старовавилонский период (кон. XIX–кон. XVI вв. до н.э.). Вавилонская государственность. Усиление основных черт шумерской государственности. Хаммурапи и его значение в формировании политико-правовой культуры Вавилонии. Консервативный характер законов Хаммурапи. Власть и право, укрепление централизации и единовластия. Социально-экономическая политика и ее основные принципы. Автаркичность экономики, ориентация на простое воспроизводство и 10
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »