Памятники истории и культуры как культурно-исторический феномен. Методическая разработка к лекции по курсу "Памятники истории и культуры и их охрана". Базаржапов В.Б-М - 7 стр.

UptoLike

Рубрика: 

13
Красной площади в Москве, воздвигнутый в знак победы над
Казанским ханством, воспринимается современниками как шедевр
архитектуры.
Утилитарная функция. Использование памятников в
хозяйственных целях, если это не наносит ущерба их сохранности,
предусмотрено законодательством.
Проблема использования памятников в утилитарных целях
состоит из двух аспектов. Во-первых, задача сохранения объектов
историко-культурного наследия предполагает их физическое
сохранение, во-вторых, они должны сохраняться для того, чтобы
быть использованными в качестве объектов историко-культурного
значения.
Памятники истории и культурыэто результат труда людей и
имеют определенную материальную и товарную ценность
(стоимость).
Памятники истории и культурыэто материальные
предметы, являющиеся частью среды обитания человека и
общества, которые оказывают существенное влияние на ощущения,
эмоции, знания и сознания людей.
Только совокупное сочетание названных признаков
(материальность, антропогенность, недвижимость), свойств
(сенсорного воздействия, источника информации, эмоционального
воздействия) и функций (познавательной, воспитательной,
коммуникативной, утилитарной) в объектах внешнего мира
порождает качественное отличие их от всех прочих и позволяет
отнести к категории предметов, которая называется «памятники
истории и культуры».
Термин «памятник истории и культуры» появился не
одновременно с возникновением памятникоохранительной
деятельности в России. Каждой исторической эпохе соответствовал
свой уровень отношения к историко-культурному наследию, свое
понимание термина, которым обозначались памятники.
До начала XIX в. под термином «памятник» подразумевались
лишь музейные предметы. Археологические памятники назывались
просто древностями или археологическими древностями. К
середине XIX в. сложилось близкое к современному представление
о том, что мы
14
вкладываем в понятие «памятник истории и культуры». Но
чёткого, сформулированного определения не существовало.
Прибегали к перечислению объектов, которые входили в объем
понятия «памятники истории и культуры».
Термин «памятники истории и культуры» впервые в
законодательном документе был употреблен в 1965 г. в связи с
принятием правительственного постановления о создании
Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
и окончательно закреплён в Законе РСФСР 1978 г. «Об охране и
использовании памятников истории и культуры».
В Законе 1978 г. дано следующее определение памятника:
«Памятниками истории и культуры являются сооружения,
памятные места и предметы, связанные с историческими
событиями в жизни народа, развитии общества и государства,
произведения материального и духовного творчества,
представляющие историческую, научную, художественную или
иную культурную ценность».
Профессор А.М. Кулемзин в работе «Охрана памятников в
России как историко-культурное явление», Кемерово, 2001 г.,
предлагает следующее определение: «Памятники истории и
культурыэто объекты, возникшие в результате исторических
событий и явлений или несущие на себе следы их воздействия,
являющиеся источниками исторической и эстетической
информации, прямых подлинных знаний».
Имеются следующие группы памятников: археологические,
исторические, архитектурные, монументально-изобразительного
искусства (памятники искусства), памятные исторические места и
исторические ландшафты.
Памятники археологии. Это объекты, сохранившиеся на
земле, под землёй и под водой, характеризующие развитие и
изменение материальной и духовной культуры человечества от
первобытно-общинного строя до феодализма (древние города и
поселения, курганы, наскальные рисунки, затонувшие суда и т.п.).
Памятники истории. Это сооружения или исторические
места, связанные с производственной
     Красной площади в Москве, воздвигнутый в знак победы над          вкладываем в понятие «памятник истории и культуры». Но
Казанским ханством, воспринимается современниками как шедевр      чёткого, сформулированного определения не существовало.
архитектуры.                                                      Прибегали к перечислению объектов, которые входили в объем
     Утилитарная функция. Использование памятников в              понятия «памятники истории и культуры».
хозяйственных целях, если это не наносит ущерба их сохранности,        Термин «памятники истории и культуры» впервые в
предусмотрено законодательством.                                  законодательном документе был употреблен в 1965 г. в связи с
     Проблема использования памятников в утилитарных целях        принятием правительственного постановления о создании
состоит из двух аспектов. Во-первых, задача сохранения объектов   Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
историко-культурного наследия предполагает их физическое          и окончательно закреплён в Законе РСФСР 1978 г. «Об охране и
сохранение, во-вторых, они должны сохраняться для того, чтобы     использовании памятников истории и культуры».
быть использованными в качестве объектов историко-культурного          В Законе 1978 г. дано следующее определение памятника:
значения.                                                         «Памятниками истории и культуры являются сооружения,
     Памятники истории и культуры – это результат труда людей и   памятные места и предметы, связанные с историческими
имеют определенную материальную и товарную ценность               событиями в жизни народа, развитии общества и государства,
(стоимость).                                                      произведения     материального     и   духовного     творчества,
     Памятники истории и культуры – это материальные              представляющие историческую, научную, художественную или
предметы, являющиеся частью среды обитания человека и             иную культурную ценность».
общества, которые оказывают существенное влияние на ощущения,          Профессор А.М. Кулемзин в работе «Охрана памятников в
эмоции, знания и сознания людей.                                  России как историко-культурное явление», Кемерово, 2001 г.,
     Только совокупное сочетание названных признаков              предлагает следующее определение: «Памятники истории и
(материальность, антропогенность, недвижимость), свойств          культуры – это объекты, возникшие в результате исторических
(сенсорного воздействия, источника информации, эмоционального     событий и явлений или несущие на себе следы их воздействия,
воздействия) и функций (познавательной, воспитательной,           являющиеся     источниками     исторической    и   эстетической
коммуникативной, утилитарной) в объектах внешнего мира            информации, прямых подлинных знаний».
порождает качественное отличие их от всех прочих и позволяет           Имеются следующие группы памятников: археологические,
отнести к категории предметов, которая называется «памятники      исторические, архитектурные, монументально-изобразительного
истории и культуры».                                              искусства (памятники искусства), памятные исторические места и
     Термин «памятник истории и культуры» появился не             исторические ландшафты.
одновременно     с   возникновением     памятникоохранительной         Памятники археологии. Это объекты, сохранившиеся на
деятельности в России. Каждой исторической эпохе соответствовал   земле, под землёй и под водой, характеризующие развитие и
свой уровень отношения к историко-культурному наследию, свое      изменение материальной и духовной культуры человечества от
понимание термина, которым обозначались памятники.                первобытно-общинного строя до феодализма (древние города и
     До начала XIX в. под термином «памятник» подразумевались     поселения, курганы, наскальные рисунки, затонувшие суда и т.п.).
лишь музейные предметы. Археологические памятники назывались           Памятники истории. Это сооружения или исторические
просто древностями или археологическими древностями. К            места, связанные с производственной
середине XIX в. сложилось близкое к современному представление
о том, что мы
                              13                                                                14