ВУЗ:
Составители:
сельского пролетариата. Беднейшие и середняцкие хозяйства не имели возможности приобретать новые
сельскохозяйственные орудия, осуществлять какие-либо агротехнические мероприятия. Основным орудием в крестьянском
хозяйстве оставалась соха (ещё в 1910 году в России сохи составляли 43% всех орудий пахоты). В конце 1880-х – начале
1890-х годов сельской буржуазии принадлежало в различных губерниях России 34 … 50% всей крестьянской земли –
надельной, купчей, арендной – и 38 … 62% рабочего скота, а сельской бедноте (около 50% всех крестьянских дворов) –
лишь 18 … 32% земли и от 10 до 30% рабочего скота. Промежуточным звеном были середняки, на долю которых
приходилось около 30% крестьянских дворов.
Эволюция помещичьего хозяйства состояла во всё большей интенсификации земледелия на базе широкого
использования наёмного труда, применения сельскохозяйственных машин.
Пореформенное помещичье хозяйство, переходное по своему социально-экономическому содержанию, сводилось к двум
основным системам: отработочной и капиталистической. Отработочная система состояла в том, что страдавшие от малоземелья
крестьяне вынуждены были арендовать землю у своих бывших владельцев и за это обрабатывать своим инвентарём ту часть
земли, которая оставалась у помещика. Эта система господствовала в губерниях Чернозёмного Центра и Среднего Поволжья.
Капиталистическая система, при которой обработка помещичьей земли производилась вольнонаёмными рабочими с
применением машин и минеральных удобрений, преобладала в Прибалтике, на Правобережной Украине, в Новороссии и на
Северном Кавказе. Батраки рекрутировались из беднейших крестьян, которые продавали или бросали свои мизерные наделы
и уходили на заработки. Число батраков в 1890 году достигало 3,5 миллиона человек (около 20% всего мужского населения
рабочего возраста).
Процесс развития капитализма в сельском хозяйстве России вёл ко всё большему распространению капиталистической
системы помещичьих хозяйств и вытеснению отработочной. При этом земля разорившихся помещиков сплошь и рядом
попадала в руки наиболее крупных дворян, а также купцов и сельской буржуазии.
7. РОССИЙСКОЕ СЕЛО В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В начале XX века подавляющая часть российского населения была крестьянской. Это относилось буквально ко всем
регионам страны, к представителям всех национальностей, населявших Россию. Хотя крестьяне после отмены крепостного
состояния в 1861 году оказались лично свободными, однако вплоть до начала XX века их хозяйства были тесно связаны с
помещичьими имениями. В руках помещиков оставался не только основной массив плодородных земель, но и так
называемые «отрезки» от прежних крестьянских наделов, которые были отданы помещикам в виде компенсации за потерю
дарового подневольного труда, а также леса, выгоны, водопои, дороги. Для того чтобы получить нужные им земли и
хозяйственные угодья, крестьяне были вынуждены арендовать их у тех же помещиков за «отработки». К тому же за
крестьянами числились огромные суммы выкупных платежей, которые они должны были платить государству, поскольку
оно по условиям реформы уплатило за крестьянские наделы помещикам и должно было возместить эти свои расходы.
Таким образом, целый ряд феодальных пережитков по-прежнему опутывал деревню, вызывая резкие противоречия
между основной массой крестьянства и помещиками, а также между крестьянами и государством. К тому же над
крестьянами довлела прежняя сословная замкнутость, полная подконтрольность местным властям, приниженное правовое
положение, существование сословного суда специально по крестьянским делам, практика применения к крестьянам
телесных наказаний. Элита общества, большинство интеллигенции, средние слои откровенно третировали полуграмотных
или безграмотных крестьян как людей низшего сорта, как париев, какими они, к сожалению, и являлись.
Всё это приводило к постоянному недовольству в крестьянской среде, к накоплению там взрывоопасных,
экстремистских тенденций. Это было закономерно. Недальновидная и нерешительная политика правительства в аграрном
вопросе, неукоснительная защита властью прежде всего интересов дворян-землевладельцев приводили к тому, что
крестьянство горело ненавистью к верхам общества, презирало их, находилось в состоянии безжалостного и жестокого
противостояния им.
Огромное значение для формирования облика российского крестьянства, являвшегося основной частью народа, имели
общинная хозяйственная система, общинные традиции и психология. С одной стороны, община защищала своих членов,
помогала им, а с другой – жёстко регламентировала крестьянское хозяйство, крестьянский труд, быт и нравы, передвижение
крестьян, уплату ими налогов и т.д. Община невидимыми обручами сковывала крестьянина, превращала его в винтик
большой социально-экономической аграрной машины. Основным принципом жизни общины был принцип уравнительности.
Личное, предпринимательское, инициативное начало – всё, что было в крестьянстве сильного, индивидуального, билось в
тенетах общинного коллективизма, уравнительности, неуважения и подозрительности к любой попытке выделения и
возвышения людей над общим средним уровнем и в плане материального благосостояния, и по таланту и уму. Как верно
подметил в своё время П.А. Столыпин, «у русского крестьянина страсть всё привести к одному уровню, а так как массу
нельзя поднять до уровня самого способного, самого деятельного и умного, то лучшие элементы должны быть принижены к
пониманию, к устремлению худшего, инертного большинства». К сожалению, власть поняла это слишком поздно.
По существу, в общине драматически и дуалистически переплетались самые противоречивые начала –
частнособственнические тенденции, предпринимательство, буржуазный индивидуализм и прагматизм, требовавшие свободы
личности и продвижения к гражданскому обществу и правам человека, с одной стороны, и средневековый общинный
коллективизм, нормы общинного землевладения, противодействие частнособственническим тенденциям, утопический
лозунг «чёрного передела», с другой.
По переписи 1905 года, в России было зафиксировано 166 тысяч крестьянских общин. Если в западных странах
крестьянские общины под влиянием социально-экономических и политических перемен ушли с исторической арены вместе
со средневековьем, то в России при её замедленном темпе жизни община вошла вместе со своими социально-экономи-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- …
- следующая ›
- последняя »