Правоведение. Бобровин Ю.А - 10 стр.

UptoLike

10
1. Ученые первого направления считают право производным
от государства явлением; то, что государство считает правом, и
есть право. Таким образом, этот подход формально-догматичен:
для того, чтобы правилу быть правовым, ему необходимо соот-
ветствовать форме, установленной государством, вне зависимо-
сти от своего содержания.
2. Иной точки зрения придерживаются ученые, видящие в
праве объективное, независимое от государства явление. Госу-
дарственные правила могут быть правовыми, а могут антипра-
вовыми, например, лишающие прав по национальному призна-
ку. Возникает вопрос: если мы автоматически не можем обна-
ружить право в государственных указах, то что такое право? На
него представители второго направления отвечают разнообраз-
но. Для одних – это законы, данные сверхчеловеческой реально-
стью (религиозные теории), для других идея справедливости
(теории естественного права), для третьих правила и отноше-
ния, складывающиеся в самом обществе (социологическая
юриспруденция), для четвертых индивидуальное чувство пра-
ва (психологические теории) и др.
Здесь мы не будем ставить окончательную точку в опреде-
лении права; пусть читатель сам поразмышляет над этим. Дру-
гое дело, что учебная программа по правоведению предполагает
изучение только действующего российского права. В литературе
право, установленное тем или иным государством, получило
наименование «Позитивное право» (его можно назвать также
«политическим»); именно его определение и необходимо знать в
учебных целях.
Еще Т. Гоббс писал, что позитивным «правом являются для
каждого подданного те правила, которые государство устно,
письменно или при помощи других достаточно ясных знаков
своей воли предписало ему…»
1
. Таким образом, право (пози-
тивное право) это совокупность принудительных правил,
установленных либо одобренных (санкционированных) го-
сударством. Различие установленных государством правил и
одобренных означает, что первые прямо создаются государст-
1
Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церков-
ного и гражданского // Избр. произв.: В 2 т. М., 1964. Т. 2. С. 281.
    1. Ученые первого направления считают право производным
от государства явлением; то, что государство считает правом, и
есть право. Таким образом, этот подход формально-догматичен:
для того, чтобы правилу быть правовым, ему необходимо соот-
ветствовать форме, установленной государством, вне зависимо-
сти от своего содержания.
    2. Иной точки зрения придерживаются ученые, видящие в
праве объективное, независимое от государства явление. Госу-
дарственные правила могут быть правовыми, а могут – антипра-
вовыми, например, лишающие прав по национальному призна-
ку. Возникает вопрос: если мы автоматически не можем обна-
ружить право в государственных указах, то что такое право? На
него представители второго направления отвечают разнообраз-
но. Для одних – это законы, данные сверхчеловеческой реально-
стью (религиозные теории), для других – идея справедливости
(теории естественного права), для третьих – правила и отноше-
ния, складывающиеся в самом обществе (социологическая
юриспруденция), для четвертых – индивидуальное чувство пра-
ва (психологические теории) и др.
    Здесь мы не будем ставить окончательную точку в опреде-
лении права; пусть читатель сам поразмышляет над этим. Дру-
гое дело, что учебная программа по правоведению предполагает
изучение только действующего российского права. В литературе
право, установленное тем или иным государством, получило
наименование «Позитивное право» (его можно назвать также
«политическим»); именно его определение и необходимо знать в
учебных целях.
    Еще Т. Гоббс писал, что позитивным «правом являются для
каждого подданного те правила, которые государство устно,
письменно или при помощи других достаточно ясных знаков
своей воли предписало ему…»1. Таким образом, право (пози-
тивное право) – это совокупность принудительных правил,
установленных либо одобренных (санкционированных) го-
сударством. Различие установленных государством правил и
одобренных означает, что первые прямо создаются государст-

1
 Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церков-
ного и гражданского // Избр. произв.: В 2 т. М., 1964. Т. 2. С. 281.

                                10