История и теория культуры. Богородская О.Е - 30 стр.

UptoLike

30
Е, Ж, З
ЕРЕСИ, ЕРЕТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (греч. - особое учение, школа) - в
христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины.
Возникновение ересей относится еще к первым векам существования христиан-
ства; в борьбе с арианами, монофизитами и др. шло становление официальных
догматов христианства.
В средние века ересь понималась церковью как измена Богу и тягчайший,
непростительный грех.
Еретиков ненавидели сильнее, чем людей другой религии,
например мусульман, т.к. они были внешними врагами, не христианами, тогда
как еретики считали себя подлинными христианами. Учение еретиков, с точки
зрения церкви, подтачивало и подрывало ее власть и авторитет.
Эти движения время от времени вспыхивали в средневековой Европе. В сре-
де ремесленников, купцов
, рыцарей, простых священников и монахов, иногда и
знати, появлялись люди, которые задумывались над противоречием между хри-
стианским учением и тем, что они наблюдали в жизни. Еретиками становились
люди, охваченные сомнениями. Заботясь о спасении собственной души, как и
другие верующие, они не верили в то, что учение церкви может обеспечить или
облегчить это спасение. Город был одним из основных очагов, где зарождались
подобные сомнения.
Широкое распространение в ХII - ХIII вв. получили ереси альбигойцев, валь-
денсов (Франция, Италия, Германия).
Для борьбы с ересями в начале ХIII в. была учреждена инквизиция (в пере-
воде с латинского - розыск, расследование) - церковный суд, главной задачей ко-
торого
было разоблачение и преследование еретиков.
После принятия христианства на Руси также развернулась борьба официаль-
ной церкви с ересями, которые получили в период двоеверия широкое распро-
странение. Пик еретических движений на Руси приходится на XIV - XVI века.
В XI веке на Руси получило распространение богомильство (по имени бол-
гарского священника Богумила). Согласно этой концепции,
миром правят добро
и зло, которые воплощены в образах Бога и дьявола. Богомилы учили, что неко-
гда сатана был сыном божьим - Сатанаилом. Он позавидовал отцу и уговорил ан-
гелов отойти от Бога, за что Бог отнял у сына последний слог имени "ил" и низ-
верг вместе с его воинством на Землю
. Сатана стал повелителем Земли. Поэтому
богомилы отрицали все земное, материальное, в том числе официальную цер-
ковь. Их учение было очень аскетичным, ориентированным на чисто духовные
ценности, что выражало протест низших слоев общества против социального не-
равенства, было основой для консолидации простого люда. Богомильство нашло
отражение в устном народном творчестве в
сюжетах противоборства Правды и
Кривды.
Большой популярностью пользовались идеи стригольников (автором их счи-
тали дьякона Карпа, который был казнен в 1375 году в Новгороде за свои пропо-
                                 Е, Ж, З

     ЕРЕСИ, ЕРЕТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (греч. - особое учение, школа) - в
христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины.
Возникновение ересей относится еще к первым векам существования христиан-
ства; в борьбе с арианами, монофизитами и др. шло становление официальных
догматов христианства.
     В средние века ересь понималась церковью как измена Богу и тягчайший,
непростительный грех. Еретиков ненавидели сильнее, чем людей другой религии,
например мусульман, т.к. они были внешними врагами, не христианами, тогда
как еретики считали себя подлинными христианами. Учение еретиков, с точки
зрения церкви, подтачивало и подрывало ее власть и авторитет.
     Эти движения время от времени вспыхивали в средневековой Европе. В сре-
де ремесленников, купцов, рыцарей, простых священников и монахов, иногда и
знати, появлялись люди, которые задумывались над противоречием между хри-
стианским учением и тем, что они наблюдали в жизни. Еретиками становились
люди, охваченные сомнениями. Заботясь о спасении собственной души, как и
другие верующие, они не верили в то, что учение церкви может обеспечить или
облегчить это спасение. Город был одним из основных очагов, где зарождались
подобные сомнения.
     Широкое распространение в ХII - ХIII вв. получили ереси альбигойцев, валь-
денсов (Франция, Италия, Германия).
     Для борьбы с ересями в начале ХIII в. была учреждена инквизиция (в пере-
воде с латинского - розыск, расследование) - церковный суд, главной задачей ко-
торого было разоблачение и преследование еретиков.
     После принятия христианства на Руси также развернулась борьба официаль-
ной церкви с ересями, которые получили в период двоеверия широкое распро-
странение. Пик еретических движений на Руси приходится на XIV - XVI века.
     В XI веке на Руси получило распространение богомильство (по имени бол-
гарского священника Богумила). Согласно этой концепции, миром правят добро
и зло, которые воплощены в образах Бога и дьявола. Богомилы учили, что неко-
гда сатана был сыном божьим - Сатанаилом. Он позавидовал отцу и уговорил ан-
гелов отойти от Бога, за что Бог отнял у сына последний слог имени "ил" и низ-
верг вместе с его воинством на Землю. Сатана стал повелителем Земли. Поэтому
богомилы отрицали все земное, материальное, в том числе официальную цер-
ковь. Их учение было очень аскетичным, ориентированным на чисто духовные
ценности, что выражало протест низших слоев общества против социального не-
равенства, было основой для консолидации простого люда. Богомильство нашло
отражение в устном народном творчестве в сюжетах противоборства Правды и
Кривды.
     Большой популярностью пользовались идеи стригольников (автором их счи-
тали дьякона Карпа, который был казнен в 1375 году в Новгороде за свои пропо-


                                      30