История и теория культуры. Богородская О.Е - 28 стр.

UptoLike

28
распространении и индивидуальном восприятии идей, знаний. Гравюра давала
возможность довольно легкого тиражирования различных изображений.
В России особый интерес к гравюре возник в первой половине XVШ века.
Отражая реальную жизнь России (батальные сцены, панорамы крупных городов,
бытовые сцены), гравюры являлись своеобразным орудием пропаганды и агита-
ции, прославляя могущество и процветание России.
Исполнение
гравюр требует особого мастерства. Если гравюрная, техниче-
ская часть работы, включая обработку доски, исполнена одним художником-
специалистом, она называется оригинальной. Широкое распространение с XV-
XVI веков получают репродукционные гравюры. Обычно на них воспроизводят-
ся сюжеты уже написанных картин.
По назначению гравюра делится в основном на станковую, т.е. рассчитан-
ную на самостоятельное
существование, и книжную.
ГУМАНИЗМ (лат. - человеческий, человечный) - признание ценности чело-
века, как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способ-
ностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отноше-
ний.
В более узком смысле под гуманизмом понимается идейная основа культуры
Возрождения
- светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности
земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства
личности.
Гуманисты выступали против католической церкви в духовной жизни обще-
ства, критиковали схоластику, призывали к изучению античной культуры.
Явление, впоследствии названное гуманизмом, сложилось в Италии на ру-
беже ХII - ХIII веков, а с XV века
идеи гуманизма начинают определять и куль-
туру других европейских стран.
Идеи гуманизма получили отражение в работах Ф. Петрарки, А. Миран-
долы, Э. Роттердамского, Т. Мора, Ф. Рабле и др.
Д
ДЕКАДЕНТСТВО (ДЕКАДАНС) (позднелат. - упадок) - особая форма
умонастроения, которая отличала многих представителей мировой и русской
культуры в конце XIX - начале XX веков.
Декадентство внешне выражалось в преобладании настроения отчаяния, бес-
силия, усталости, разочарования.
В Европе эти настроения появились под влиянием поражения революций
1848 года и постепенно дошли до России, где получили дальнейшее развитие
в
силу резких социальных антагонизмов, политизации российского общества в на-
чале ХХ века, а затем - неудач революции 1905 - 1907 годов.
распространении и индивидуальном восприятии идей, знаний. Гравюра давала
возможность довольно легкого тиражирования различных изображений.
    В России особый интерес к гравюре возник в первой половине XVШ века.
Отражая реальную жизнь России (батальные сцены, панорамы крупных городов,
бытовые сцены), гравюры являлись своеобразным орудием пропаганды и агита-
ции, прославляя могущество и процветание России.
    Исполнение гравюр требует особого мастерства. Если гравюрная, техниче-
ская часть работы, включая обработку доски, исполнена одним художником-
специалистом, она называется оригинальной. Широкое распространение с XV-
XVI веков получают репродукционные гравюры. Обычно на них воспроизводят-
ся сюжеты уже написанных картин.
    По назначению гравюра делится в основном на станковую, т.е. рассчитан-
ную на самостоятельное существование, и книжную.
     ГУМАНИЗМ (лат. - человеческий, человечный) - признание ценности чело-
века, как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способ-
ностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отноше-
ний.
     В более узком смысле под гуманизмом понимается идейная основа культуры
Возрождения - светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности
земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства
личности.
     Гуманисты выступали против католической церкви в духовной жизни обще-
ства, критиковали схоластику, призывали к изучению античной культуры.
     Явление, впоследствии названное гуманизмом, сложилось в Италии на ру-
беже ХII - ХIII веков, а с XV века идеи гуманизма начинают определять и куль-
туру других европейских стран.
     Идеи гуманизма получили отражение в работах Ф. Петрарки, А. Миран-
долы, Э. Роттердамского, Т. Мора, Ф. Рабле и др.


                                     Д
      ДЕКАДЕНТСТВО (ДЕКАДАНС) (позднелат. - упадок) - особая форма
умонастроения, которая отличала многих представителей мировой и русской
культуры в конце XIX - начале XX веков.
    Декадентство внешне выражалось в преобладании настроения отчаяния, бес-
силия, усталости, разочарования.
    В Европе эти настроения появились под влиянием поражения революций
1848 года и постепенно дошли до России, где получили дальнейшее развитие в
силу резких социальных антагонизмов, политизации российского общества в на-
чале ХХ века, а затем - неудач революции 1905 - 1907 годов.



                                     28