История и теория культуры. Богородская О.Е - 27 стр.

UptoLike

27
Г
ГОТИКА (итал. - готический, герм. - готы) - художественный стиль запад-
ноевропейского искусства второй половины ХII - XV веков.
Термин "готика" был введен гуманистами Возрождения, желавшими под-
черкнуть "варварский" характер средневекового искусства указанием на его связь
с искусством готов. В действительности готический стиль не имел ничего общего
с готами и представлял собой закономерное развитие и
видоизменение роман-
ского стиля.
Готическое искусство, как и романское, оставалось преимущественно куль-
товым по назначению и религиозным по тематике. Оно было призвано в символи-
ческих и аллегорических образах воплощать церковную догматику. Но готика
развивалась в условиях усиления городов, формирования централизованных госу-
дарств, роста и укрепления торговых и ремесленных, а также придворно-
рыцарских, то есть
светских кругов. Поэтому в готическом искусстве появляется
интерес к внутреннему миру человека, расширяется круг тем, зарождаются эле-
менты реализма.
Высшим достижением готики в сфере архитектуры стал городской собор -
небывалый по высоте и размерам. Его архитектурные формы подчинены верти-
кальному ритму. Стрельчатые своды, гигантские ажурные башни на западном
фасаде, высокие витражи - все
символизирует порыв к небу. Этой же цели слу-
жит и богатейшее убранство собора: каменное кружево стен, статуи, рельефы.
Скульптура
- основной вид готического изобразительного искусства - полу-
чает новое идейно-художественное содержание и новые формы выражения. Оце-
пенение романских статуй сменилось подвижностью фигур, их обращением друг
к другу и к зрителям, возник интерес к человеческой красоте и его чувствам. По-
являются даже жанровые сцены, изображения трудовой жизни, фольклорные
сюжеты.
Получила дальнейшее
развитие книжная миниатюра, где заметен интерес к
быту, к пейзажу, а также декоративно-прикладное искусство.
Готика зародилась во Франции, получив далее распространение практически
во всех западноевропейских государствах, а также частично в государствах Вос-
точной Европы.
В XIV - XVI вв. на смену готике постепенно пришла культура Возрождения.
ГРАВЮРА (франц. - вырезать) - вид искусства графики, в котором изобра-
жение является печатным оттиском с доски или пластины, на которую был нане-
сен с помощью резцов углубленный рисунок.
Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпук-
лого рисунка (чаще на дереве или линолеуме), и углубленную, когда краска за-
полняет углубления (чаще
на металле).
В Европе гравюра возникла в средние века. Интерес к ней существенно воз-
рос в начале эпохи Возрождения, что было связано с возросшей потребностью в
                                      Г
      ГОТИКА (итал. - готический, герм. - готы) - художественный стиль запад-
ноевропейского искусства второй половины ХII - XV веков.
     Термин "готика" был введен гуманистами Возрождения, желавшими под-
черкнуть "варварский" характер средневекового искусства указанием на его связь
с искусством готов. В действительности готический стиль не имел ничего общего
с готами и представлял собой закономерное развитие и видоизменение роман-
ского стиля.
     Готическое искусство, как и романское, оставалось преимущественно куль-
товым по назначению и религиозным по тематике. Оно было призвано в символи-
ческих и аллегорических образах воплощать церковную догматику. Но готика
развивалась в условиях усиления городов, формирования централизованных госу-
дарств, роста и укрепления торговых и ремесленных, а также придворно-
рыцарских, то есть светских кругов. Поэтому в готическом искусстве появляется
интерес к внутреннему миру человека, расширяется круг тем, зарождаются эле-
менты реализма.
     Высшим достижением готики в сфере архитектуры стал городской собор -
небывалый по высоте и размерам. Его архитектурные формы подчинены верти-
кальному ритму. Стрельчатые своды, гигантские ажурные башни на западном
фасаде, высокие витражи - все символизирует порыв к небу. Этой же цели слу-
жит и богатейшее убранство собора: каменное кружево стен, статуи, рельефы.
     Скульптура - основной вид готического изобразительного искусства - полу-
чает новое идейно-художественное содержание и новые формы выражения. Оце-
пенение романских статуй сменилось подвижностью фигур, их обращением друг
к другу и к зрителям, возник интерес к человеческой красоте и его чувствам. По-
являются даже жанровые сцены, изображения трудовой жизни, фольклорные
сюжеты.
     Получила дальнейшее развитие книжная миниатюра, где заметен интерес к
быту, к пейзажу, а также декоративно-прикладное искусство.
     Готика зародилась во Франции, получив далее распространение практически
во всех западноевропейских государствах, а также частично в государствах Вос-
точной Европы.
     В XIV - XVI вв. на смену готике постепенно пришла культура Возрождения.
     ГРАВЮРА (франц. - вырезать) - вид искусства графики, в котором изобра-
жение является печатным оттиском с доски или пластины, на которую был нане-
сен с помощью резцов углубленный рисунок.
     Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпук-
лого рисунка (чаще на дереве или линолеуме), и углубленную, когда краска за-
полняет углубления (чаще на металле).
     В Европе гравюра возникла в средние века. Интерес к ней существенно воз-
рос в начале эпохи Возрождения, что было связано с возросшей потребностью в


                                     27