История и теория культуры. Богородская О.Е - 47 стр.

UptoLike

47
ционной школ признавали первичность мифа по отношению к ритуалу (Я.
Гримм, А. Афанасьев, Э. Тайлор, Г. Спенсер и др.). Но в 1880-х годах появилась
и скоро стала преобладающей обратная точка зрения (У. Робертсон-Смит, Р. Ма-
ретт, Н. Познанский, И. Скворцов-Степанов и др.). Ритуальная точка зрения на
миф остается преобладающей
, хотя многими признается, что взаимоотношения
мифа и обряда могут быть и очень сложными, и невозможно отрицать во многих
случаях обратного воздействия мифа на обряд.
Уже в эпоху общинно-родового строя мифология, связанная с обрядами, об-
наружила тенденцию деления на два круга: эзотерический (мифологические ска-
зания, доступные одним "посвященным") и экзотерический (
мифы, сочиненные
нарочно для "непосвященных", чтобы отпугивать их от совершаемых тайных це-
ремоний). Тайные учения о богах составляли достояние избранных людей - ”мис-
тов”, специально посвященных в те или иные мистерии.
Огромная научная заслуга принадлежит Дж. Фрейзеру, собравшему из фраг-
ментов и реконструировавшему (в работе "Золотая ветвь") целостную ткань древ-
ней в
основе своейаграрноймифологии, надстроенной над бесконечно разно-
образной культовой обрядностью. Наглядно он показывал тесное сращивание
мифа с обрядом на примере культа Осириса в Египте.
Отчетливые следы взаимодействия обрядности и мифологии обнаруживают-
ся в Библии
, в частности, в Ветхом завете. Так, рассказ о принесении Авраамом
своего единственного сына в жертву Богу (в последний момент жертва была от-
менена, Исаак заменен "овном" - бараном) скорее всего является мифологиче-
ским обоснованием ритуала посвящения богу "первородных" сыновей, и, в свою
очередь, символической трансформацией еще более древнего обычая инициации
мальчиков.
В Новом завете рассказ о крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем
есть некое мифологическое обоснование практики водного обрядового очище-
ния, существовавшей с незапамятных времен у многих народов.
МОДЕРНИЗМ (франц. - новейший, современный) - обобщающее наимено-
вание ряда художественных течений, характеризующихся разрывом с традиция-
ми реализма
(фовизм, кубизм, футуризм, акмеизм и т.д.), поиском новых форм и
средств выражения.
Большинство современных исследователей рассматривает модернизм как
направление в литературе и искусстве рубежа XIX - ХХ веков.
При этом нереалистические тенденции в художественной культуре, поиск
новых выразительных приемов в последующий период означают термином
"авангард
".
Однако некоторые авторы соотносят понятие модернизм с художественной
культурой всего ХХ века, отмечая преимущественное развитие традиций модер-
низма в архитектуре и музыке.
МОЗАИКА - картина из кусочков природного цветного камня или смальты.
ционной школ признавали первичность мифа по отношению к ритуалу (Я.
Гримм, А. Афанасьев, Э. Тайлор, Г. Спенсер и др.). Но в 1880-х годах появилась
и скоро стала преобладающей обратная точка зрения (У. Робертсон-Смит, Р. Ма-
ретт, Н. Познанский, И. Скворцов-Степанов и др.). Ритуальная точка зрения на
миф остается преобладающей, хотя многими признается, что взаимоотношения
мифа и обряда могут быть и очень сложными, и невозможно отрицать во многих
случаях обратного воздействия мифа на обряд.
     Уже в эпоху общинно-родового строя мифология, связанная с обрядами, об-
наружила тенденцию деления на два круга: эзотерический (мифологические ска-
зания, доступные одним "посвященным") и экзотерический (мифы, сочиненные
нарочно для "непосвященных", чтобы отпугивать их от совершаемых тайных це-
ремоний). Тайные учения о богах составляли достояние избранных людей - ”мис-
тов”, специально посвященных в те или иные мистерии.
     Огромная научная заслуга принадлежит Дж. Фрейзеру, собравшему из фраг-
ментов и реконструировавшему (в работе "Золотая ветвь") целостную ткань древ-
ней в основе своей ”аграрной” мифологии, надстроенной над бесконечно разно-
образной культовой обрядностью. Наглядно он показывал тесное сращивание
мифа с обрядом на примере культа Осириса в Египте.
     Отчетливые следы взаимодействия обрядности и мифологии обнаруживают-
ся в Библии, в частности, в Ветхом завете. Так, рассказ о принесении Авраамом
своего единственного сына в жертву Богу (в последний момент жертва была от-
менена, Исаак заменен "овном" - бараном) скорее всего является мифологиче-
ским обоснованием ритуала посвящения богу "первородных" сыновей, и, в свою
очередь, символической трансформацией еще более древнего обычая инициации
мальчиков.
     В Новом завете рассказ о крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем
есть некое мифологическое обоснование практики водного обрядового очище-
ния, существовавшей с незапамятных времен у многих народов.
    МОДЕРНИЗМ (франц. - новейший, современный) - обобщающее наимено-
вание ряда художественных течений, характеризующихся разрывом с традиция-
ми реализма (фовизм, кубизм, футуризм, акмеизм и т.д.), поиском новых форм и
средств выражения.
    Большинство современных исследователей рассматривает модернизм как
направление в литературе и искусстве рубежа XIX - ХХ веков.
    При этом нереалистические тенденции в художественной культуре, поиск
новых выразительных приемов в последующий период означают термином
"авангард".
    Однако некоторые авторы соотносят понятие модернизм с художественной
культурой всего ХХ века, отмечая преимущественное развитие традиций модер-
низма в архитектуре и музыке.
    МОЗАИКА - картина из кусочков природного цветного камня или смальты.



                                     47