История и теория культуры. Богородская О.Е - 67 стр.

UptoLike

67
Художественное значение произведений станкового искусства не изменяется
в зависимости от места, где они находятся.
Станковые формы искусства получили развитие, начиная с эпохи Возрожде-
ния. Особенно широкое распространение получили в конце XVIII - ХХ веках.
СТИЛЬ. - 1. Стиль (греч. - так называлась острая палочка для письма). Уже
в древней немецкой литературе этим словом стали обозначать сначала красивый
почерк, а затем - умение красиво излагать свои мысли. 2. Стилем обозначают ин-
дивидуальные художественные особенности, присущие творчеству крупного ху-
дожника, писателя, музыканта (стиль
Рафаэля, стиль Шостаковича и т.д.). 3. Под
стилем подразумевают этапы развития мирового искусства, когда складывается
общая художественная система, единые средства, приемы, формы, художествен-
но-образные принципы, определяемые общественно-историческим содержанием,
охватывающие все виды художественной культуры. Ведущая роль в формирова-
нии стиля всегда принадлежит архитектуре
, которой подчиняется живопись,
скульптура
, прикладное искусство.
Принято выделять стиль древневосточного искусства, античный стиль, ро-
манский и готический стили в средние века, стиль эпохи Возрождения, барокко и
классицизм
. Эти стили имеют более или менее четкие хронологические и геогра-
фические границы.
Наиболее тщательно изучены и описаны стили на материале европейской
культуры, но их особенности можно выявить и в искусстве стран Азии, Африки,
древней Америки и Океании.
Начиная с XVII века, границы стилей европейской культуры начинают по-
степенно размываться. Применительно к
искусству рубежа XIX - XX веков сле-
дует говорить о синтезе стилей. В искусстве ХХ века картина развития мировой
культуры настолько усложняется, что понятие стиля к ней уже не применяют,
используют другие понятия - "течение" или "направление".
СЦИЕНТИЗМ (лат. - наука) - абсолютизация роли науки в системе культу-
ры, в идейной жизни общества.
СЮРРЕАЛИЗМ (франц. -
сверхреализм) - авангардистское направление в
художественной культуре ХХ века. Теоретически и организационно сюрреализм
сложился во Франции в середине 20-х годов, возникнув первоначально как лите-
ратурное течение. Сюрреализм постепенно проник в область живописи, скульп-
туры, кино, оказал влияние на европейскую и американскую культуры.
В обыденном понимании сюрреализм трактуется как что-то фантастическое,
эксцентричное, безумное
в искусстве.
Сюрреализм во многом опирался на теорию психоанализа З. Фрейда и ин-
туитивизм А. Бергсона, провозгласивших источником искусства сферу подсозна-
ния (инстинкты, сновидения, галлюцинации), считавших, что нужно довериться
стихии поведенческого безумия, болезненного бреда, грез, интуитивных озаре-
ний. Внешним проявлением сюрреализма является своеобразная игра с предме-
     Художественное значение произведений станкового искусства не изменяется
в зависимости от места, где они находятся.
     Станковые формы искусства получили развитие, начиная с эпохи Возрожде-
ния. Особенно широкое распространение получили в конце XVIII - ХХ веках.
    СТИЛЬ. - 1. Стиль (греч. - так называлась острая палочка для письма). Уже
в древней немецкой литературе этим словом стали обозначать сначала красивый
почерк, а затем - умение красиво излагать свои мысли. 2. Стилем обозначают ин-
дивидуальные художественные особенности, присущие творчеству крупного ху-
дожника, писателя, музыканта (стиль Рафаэля, стиль Шостаковича и т.д.). 3. Под
стилем подразумевают этапы развития мирового искусства, когда складывается
общая художественная система, единые средства, приемы, формы, художествен-
но-образные принципы, определяемые общественно-историческим содержанием,
охватывающие все виды художественной культуры. Ведущая роль в формирова-
нии стиля всегда принадлежит архитектуре, которой подчиняется живопись,
скульптура, прикладное искусство.
    Принято выделять стиль древневосточного искусства, античный стиль, ро-
манский и готический стили в средние века, стиль эпохи Возрождения, барокко и
классицизм. Эти стили имеют более или менее четкие хронологические и геогра-
фические границы.
    Наиболее тщательно изучены и описаны стили на материале европейской
культуры, но их особенности можно выявить и в искусстве стран Азии, Африки,
древней Америки и Океании.
    Начиная с XVII века, границы стилей европейской культуры начинают по-
степенно размываться. Применительно к искусству рубежа XIX - XX веков сле-
дует говорить о синтезе стилей. В искусстве ХХ века картина развития мировой
культуры настолько усложняется, что понятие стиля к ней уже не применяют,
используют другие понятия - "течение" или "направление".

     СЦИЕНТИЗМ (лат. - наука) - абсолютизация роли науки в системе культу-
ры, в идейной жизни общества.
    СЮРРЕАЛИЗМ (франц. - сверхреализм) - авангардистское направление в
художественной культуре ХХ века. Теоретически и организационно сюрреализм
сложился во Франции в середине 20-х годов, возникнув первоначально как лите-
ратурное течение. Сюрреализм постепенно проник в область живописи, скульп-
туры, кино, оказал влияние на европейскую и американскую культуры.
    В обыденном понимании сюрреализм трактуется как что-то фантастическое,
эксцентричное, безумное в искусстве.
    Сюрреализм во многом опирался на теорию психоанализа З. Фрейда и ин-
туитивизм А. Бергсона, провозгласивших источником искусства сферу подсозна-
ния (инстинкты, сновидения, галлюцинации), считавших, что нужно довериться
стихии поведенческого безумия, болезненного бреда, грез, интуитивных озаре-
ний. Внешним проявлением сюрреализма является своеобразная игра с предме-

                                     67