История и теория культуры. Богородская О.Е - 70 стр.

UptoLike

70
богатства). а также с развитием светского искусства. Для постройки усадеб стали
приглашать видных архитекторов, планировавших дома, парки, хозяйственные
постройки как единый ансамбль.
Одна из наиболее известных усадеб - Кусково - подмосковное имение графа
Шереметева, построенное по проектам крепостных архитекторов Павла и Федора
Аргуновых.
Здесь все планомерно и величественно: регулярный парк, разбитый аллеями
на четкие прямоугольники, обрамленные липами и скульптурами;
увеселитель-
ные павильоны; пруды; озера; сравнительно небольшое дворцовое здание с хо-
зяйственными постройками.
В конце XVIII века акцент переносится на создание удобных для прожива-
ния домов, которые становятся ярко выраженными "центрами" архитектурных
ансамблей (например, дворец графа Шереметева в Останкино). Большое внима-
ние уделяется отделке и планировке внутренних помещений. "Регулярный" парк
превратился в
"естественный" сад с дорожками, опоясанными свободно расту-
щими деревьями, небольшими клумбами. "Естественность" достигалась работой
опытных садоводов. В непосредственной близости от Москвы и Петербурга ста-
ло появляться множество усадебных домов - небольших зданий, рассчитанных
только на временное (летнее) проживание их владельцев. Как правило, они были
просты и удобны для проживания. Четкие геометрические
формы зданий, обрам-
ление фасадов белыми колоннами, небольшие клумбы, окружающие дом - таков
был вид усадьбы в середине XIX века.
С усадьбами связан весьма важный пласт русской культуры. Во многих из
них находились коллекции произведений искусства, книг, реликвий, связанных с
жизнью замечательных людей, архивы.
Например, знаменитое Абрамцево, где в имении С. Мамонтова работали
и
жили многие крупнейшие русские художники; усадьба П. Вяземского Остафьево
с собранием предметов, связанных с именем А.С. Пушкина.
УШЕБТИ - "ответчики" - в Древнем Египте скульптурные изображения ре-
месленников, земледельцев и т.д., которые сопровождали, по поверьям египтян,
умершего человека в его путешествии в потусторонний мир. При захоронении
богатых людей число
ушебти соответствовало числу дней в году. Тексты из
"Книги пирамид", написанные на них - это заклинания, необходимые душе по-
койного при странствиях к полям "иалу" (древнеегипетский рай).
ФОВИЗМ (франц. - дикий) - течение во французской живописи начала ХХ
века.
Ироническое прозвище "дикие" было дано критикой группе живописцев (А.
Матисс, А. Марке, Ж. Руссо,
А. Дерен и др.) за резкое противопоставление цве-
тов, упрощенность форм, яркость красок, которые наносились на холст словно
хаотическими разноцветными мазками или одноцветными крупными плоскими
пятнами.
богатства). а также с развитием светского искусства. Для постройки усадеб стали
приглашать видных архитекторов, планировавших дома, парки, хозяйственные
постройки как единый ансамбль.
     Одна из наиболее известных усадеб - Кусково - подмосковное имение графа
Шереметева, построенное по проектам крепостных архитекторов Павла и Федора
Аргуновых.
     Здесь все планомерно и величественно: регулярный парк, разбитый аллеями
на четкие прямоугольники, обрамленные липами и скульптурами; увеселитель-
ные павильоны; пруды; озера; сравнительно небольшое дворцовое здание с хо-
зяйственными постройками.
     В конце XVIII века акцент переносится на создание удобных для прожива-
ния домов, которые становятся ярко выраженными "центрами" архитектурных
ансамблей (например, дворец графа Шереметева в Останкино). Большое внима-
ние уделяется отделке и планировке внутренних помещений. "Регулярный" парк
превратился в "естественный" сад с дорожками, опоясанными свободно расту-
щими деревьями, небольшими клумбами. "Естественность" достигалась работой
опытных садоводов. В непосредственной близости от Москвы и Петербурга ста-
ло появляться множество усадебных домов - небольших зданий, рассчитанных
только на временное (летнее) проживание их владельцев. Как правило, они были
просты и удобны для проживания. Четкие геометрические формы зданий, обрам-
ление фасадов белыми колоннами, небольшие клумбы, окружающие дом - таков
был вид усадьбы в середине XIX века.
     С усадьбами связан весьма важный пласт русской культуры. Во многих из
них находились коллекции произведений искусства, книг, реликвий, связанных с
жизнью замечательных людей, архивы.
     Например, знаменитое Абрамцево, где в имении С. Мамонтова работали и
жили многие крупнейшие русские художники; усадьба П. Вяземского Остафьево
с собранием предметов, связанных с именем А.С. Пушкина.
    УШЕБТИ - "ответчики" - в Древнем Египте скульптурные изображения ре-
месленников, земледельцев и т.д., которые сопровождали, по поверьям египтян,
умершего человека в его путешествии в потусторонний мир. При захоронении
богатых людей число ушебти соответствовало числу дней в году. Тексты из
"Книги пирамид", написанные на них - это заклинания, необходимые душе по-
койного при странствиях к полям "иалу" (древнеегипетский рай).
     ФОВИЗМ (франц. - дикий) - течение во французской живописи начала ХХ
века.
     Ироническое прозвище "дикие" было дано критикой группе живописцев (А.
Матисс, А. Марке, Ж. Руссо, А. Дерен и др.) за резкое противопоставление цве-
тов, упрощенность форм, яркость красок, которые наносились на холст словно
хаотическими разноцветными мазками или одноцветными крупными плоскими
пятнами.



                                      70