История зарубежной литературы XIX века. Часть 1. Романтизм. Ботникова А.Б - 14 стр.

UptoLike

Рубрика: 

14
XI
Но не природа Конраду дала
Вести злодеев, быть орудьем зла ;
Он изменился раньше, чем порок
С людьми и небом в бой его вовлёк .
Он средь людей тягчайшую из школ
Путь разочарования прошёл ;
Для сделок горд и для уступок твёрд ,
Тем самым он пред ложью был простёрт
И беззащитен . Проклял честность он ,
А не бесчестных, кем был обольщён .
Не верил он , что лучше люди есть
И что отрадно им добро принесть.
Оттолкнут, оклеветан с юных дней,
Безумно ненавидел он людей.
Священный гнев звучал в нём как призыв
Отмстить немногим, миру отомстив.
Себя он мнил преступником , других
Такими же, каким он был для них,
А лучших лицемерами, чей грех
Трусливо ими спрятан ото всех.
Он знал их ненависть, но знал и то,
Что не дрожать пред ним не мог никто.
Его хоть был он дик и одинок
Ни сожалеть, не презирать не мог
Никто. Страшило имя, странность дел;
Всяк трепетал, но пренебречь не смел:
Червя отбросит всякий, но навряд
Змеи коснётся, затаившей яд .
Червь отползёт : он повредить не мог;
Она ж издохнет , оплетясь вкруг ног,
Но жало всё ж она вонзит своё,
Несчастному не скрыться от неё!
XII
Нет злых вполне. И он в душе таил
Живого чувства уцелевший пыл;
Не раз язвил он страстные сердца
Влюблённого безумца иль юнца ,
Теперь же сам свою смирял он кровь,
Где (даже в нём ) жила не страсть любовь.
Да, то была любовь, и отдана
Была одной, всегда одной она.
                14
                      XI
Н о н е п рирод а Кон ра д у д а ла
Вест и з    лод еев, бы т ь ору д ьем з   ла ;
Он из    м ен ился ра н ьше, чем п орок
С лю д ьм и и н ебом в бой его вовлёк.
Он сред ь лю д ей тягча йшу ю изшкол –
П у т ь ра з оча рова н ия –п рошёл;
Д ля сд елок горд и д ля у ст у п ок т вёрд ,
Т ем са м ы м он п ред лож ью бы л п ростёрт
И без   з а щит ен . П роклял честн ост ь он ,
А н е бесчестн ы х, кем бы л обольщён .
Н е верил он , что лу чше лю д и есть
И что отра д н о им д обро п рин ест ь.
От т олкн у т , оклевета н с ю н ы х д н ей,
Без  у м н о н ен а вид ел он лю д ей.
Священ н ы й гн ев з      ву ча л в н ём ка к п риз
                                                  ыв
От м ст ит ь н ем н огим , м иру от ом ст ив.
Себя он м н ил п ресту п н иком , д ру гих –
Т а ким и ж е, ка ким он бы л д ля н их,
А лу чших –лицем ера м и, чей грех
Т ру сливо им и сп рята н ото всех.
Он з   н а л их н ен а висть, н о з н а л и то,
Ч т о н е д рож а т ь п ред н им н е м ог н икт о.
Его –хот ь бы л он д ик и од ин ок –
Н и сож а лет ь, н е п рез   ира т ь н е м ог
Н икто. Стра шило им я, стра н н ост ь д ел;
Всяк треп ет а л, н о п рен ебречь н е см ел:
Ч ервя от бросит всякий, н о н а вряд
Зм еи косн ётся, з     а та ившей яд .
Ч ервь отп олз     ёт: он п овред ит ь н е м ог;
Он а ж из    д охн ет, оп лет ясь вкру г н ог,
Н о ж а ло всёж он а вон з       ит своё,
Н есча ст н ом у н е скры т ься от н её!

                   XII
Н ет з лы х вп олн е. И он в д у ше т а ил
Ж ивого чу вст ва у целевший п ы л;
Н е ра зяз  вил он стра стн ы е серд ца
Влю блён н ого без      у м ца иль ю н ца ,
Т еп ерь ж е са м свою см ирял он кровь,
Гд е (д а ж е в н ём ) ж ила н е ст ра ст ь –лю бовь.
Д а , то бы ла лю бовь, и отд а н а
Бы ла од н ой, всегд а од н ой он а .