ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
114
Революцию Блок встретил с восторгом и сразу же заявил о сво-
ей готовности сотрудничать с большевиками. Отвечая на анкету од-
ной из буржуазных газет: «Может ли интеллигенция работать с боль-
шевиками?» — он (единственный из анкетируемых) ответил: «Может
и обязана». В пламенной статье «Интеллигенция и Революция» Блок
восклицает: «Что же задумано? Устроить так, чтобы все стало новым;
чтобы лживая, грязная , скучная, безобразная наша жизнь стала спра-
ведливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью... Всем телом, всем
сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию». Блок участвует в
работе Чрезвычайной следственной комиссии по делам бывшего цар-
ского правительства, работает в издательстве «Всемирная литерату-
ра», Театральном отделе Наркомпроса, Союзе поэтов и других орга-
нах. В январе 1918 г. он создает свою знаменитую поэму «Двена-
дцать», где образ новой, революционной родины запечатлен в роман-
тических метелях и пожарах, очистительный огонь которых должен
испепелить весь старый мир без остатка:
Гуляет ветер, порхает снег,
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом — огни, огни, огни...
Наступившая революционная действительность не оправдала
чаяний поэта. Душевный подъем сменился глубокой депрессией, по-
влиявшей на физическое состояние. В своем последнем стихотворе-
нии «Пушкинскому Дому» (1921) он довольно прозрачно говорит об
этом:
Что за пламенные дали
Отворяла нам река!
Но не эти дни мы звали,
А грядущие века.
Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,
Прозревали дней грядущих
Сине-розовый туман.
В рамках теории катастроф феномен метаморфоз А. Блока от
поэта символистской ориентации к восторженному пропагандисту
революции 1917 г. объясняется как закономерный. В условиях бифур-
кации сознания на «любовь-ненависть» и ожидания революционного
обновления горячо любимой Родины иного просто не могло быть —
типичная катастрофа «сборки».
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- …
- следующая ›
- последняя »