Синергетика и творчество. Браже Р.А. - 112 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

112
по времени мистериях. Немаловажным обстоятельством, позволяю-
щим понять увлечение Скрябина и его современников древними мис-
териями, является и то, что в конце 1890-хначале 1900-х гг. в за-
падноевропейской и отечественной литературе публиковалось много
статей на эту тему в связи с раскопками археологов на территории
храма Деметры и священной дороги в Элевсинецентре Элевсин-
ских мистерий.
Скрябин предполагал отразить апокалиптическую идею гибели
изживающего себя мира в Мистерии. Итак, пред нами типичная ката -
строфа «сборки»: раздвоенное (бифуркационное) состояние натуры
музыканта и эволюция творческих планов в условиях эпохи пере-
меннеизбежен скачок на новый уровень в творческом процессе.
Успех синтеза музыки и света в «Прометее» лишь окрыляет компози-
тора. Остается «пристыковать» к светомузыке и другие каналы, свя -
зывающие человека с окружающим миром. Скрябин не успел напи-
сать «Мистерию». В набросках, хранящихся в Музее Скрябина, есть
лишь литературные эскизы Мистерии. Из них явствует, что ее про-
должительность должна была составлять семь дней. Седьмой день
должен был стать кульминацией всего грандиозного действия, когда
гибнет старый, изживший себя мир и зарождается новый:
О священная тайна исчезновения,
Тайна зачатия новой вселенной.
Иначе говоря, Мистерия должна была символизировать цикличность
всеобщего движения и развития, выявляя тем самым процесс беско-
нечности в эволюции мироздания.
8.5. Метаморфозы А.А. Блока
В 6-й главе мы упоминали об А. Блоке как поэте-символисте.
Но творчество великого художника редко удается стиснуть в рамки
какого-либо одного стиля. Как личность, чрезвычайно остро чувст-
вующая пульс эпохи, он менялся вместе с ней. В поэзии Блока нераз-
рывно присутствуют два лика жизни : реальная жизньхолодная,
лживая, скучная, темная, и другаявольная, чистая и прекрасная
жизнь, где грохочет освежающая буря. Говоря об этой «истинной»
жизни, поэт наделяет ее облик образами могущественных стихий ли-
бо орудиями борьбы: очистительная гроза, буйный ветер, молния,
«священный меч», молот, щит, копье и т.п. Слитное чувство «любви-
ненависти» к этой двуликой жизни определяет всю трагическую то-
нальность поэзии Блока.