Синергетика и творчество. Браже Р.А. - 122 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

122
состояние можно представить как суперпозицию свободно самоорга-
низованного состояния и состояний, задаваемых внешними воздейст-
виями.
10.3. Проблема устойчивостинеустойчивости
критичности в искусстве
Теоретики искусства, как правило, утверждают, что основой за-
падноевропейской живописи является принцип композиционного рав-
новесия. Иначе говоря, структурные и цветовые элементы картины
расположены таким образом, чтобы уравновешивать друг друга. При
этом следует принимать во внимание психологические особенности
зрительного восприятия: темные цвета, большие предметы и объекты
необычной формы кажутся более тяжелыми, чем светлые цвета, мел-
кие предметы и привычные объекты.
Равновесие может быть устойчивым или неустойчивым. На-
пример, монета, лежащая в верней точке мяча, находится в состоянии
неустойчивого равновесия. Даже небольшое отклонение вызывает ее
падение вниз. Если ту же монету поместить внутрь мяча, то в его
нижней части она будет находиться в устойчивом равновесии. После
любых отклонений от равновесного положения она возвращается об-
ратно. Искусствоведы этого обычно не знают и считают понятия рав-
новесие и устойчивость синонимами. Даже такой видный теоретик
искусства как Р. Арнхейм
*
в своей книге «Искусство и визуальное
восприятие» утверждает, что композиционное равновесие устойчиво.
И.А. Евиным
**
дана справедливая критика этого заблуждения.
На примере картины П. Пикассо «Девочка на шаре» (рис. 10.3) он по-
казывает, что в изображении могут встречаться устойчивые и неус-
тойчивые элементы, причем неустойчивые элементы кажутся более
тяжелыми, чем устойчивые. В данной картине композиционное рав-
новесие достигается между неустойчивым равновесием хрупкой де-
вочки, стоящей на шаре, и устойчивым состоянием массивного атлета,
сидящего на кубе.
Попутно отметим, что истинный смысл картины состоит в
стремлении П. Пикассо показать, что мы лишь комедианты в этом ми-
ре, где режиссёрСудьба. Наше положение в нем, по большей части,
неустойчиво и прерывается лишь кратковременным состоянием ус-
тойчивости (отдых атлета на кубе).
*
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – Благовещенск, 2000.
**
Евин И.А. Синергетика мозга и синергетика искусства. – М.: Изд-во
ГЕОС, 2001.– С.69.