ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
149
Первоначальное состояние Вселенной всюду характеризовалось
как Бездна (пустота, дыра, глубокое озеро, море). Бездну может пе-
реполнить только сильное чувство. Их два: Любовь (добро) и Нена-
висть (зло). Но зло может только разрушать, а созидать, вносить по-
рядок и гармонию можно лишь силой добра. Поэтому, в представле-
нии наших предков, Любовь – творящее начало Мира. Чтобы творить,
нужно иметь некий план, обладать разумом. Разум предполагает
оформление мыслей в слова, иначе – создание и переработку инфор-
мации. Сотворить Мир, задумав план его устройства, выраженный в
Слове, по мнению древних, могло только высшее, запредельное по от-
ношению к человеческому разуму существо – Бог. Поэтому, творя-
щим символом Бога является Слово.
Следует отметить, что исследованная нами цепочка представле-
ний о Боге от Бездны к Слову характерна не только для индоевропей-
ских, тюркских и финно-угорских народов. Та же схема, видимо от-
ражающая более универсальные закономерности в космологических
взглядах древних, присутствует и в Библии. Ветхий Завет, который,
как известно, является переводом Пятикнижия Моисеева с арамейско-
го вначале на греческий, а затем на другие языки, начинается со слов:
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна, и Дух
Божий носился над водою». А в Новом Завете, в Евангелии от Иоанна,
читаем: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было
Бог».
В сущности, различие между современными космологическими
представлениями и религией в трактовке того, как возникла наша
Вселенная, чисто терминологическое
*
. Религия учит, что ее сотворил
в перворо дной Бездне Своим Словом Бог. Наука же говорит, что это
была энергия Большого Взрыва. Кинетическая энергия направленного
действия понижает энтропию в системе, создавая информацию. Ин-
формация выражается через слова. Как видим, суть та же.
12.3. Духовность и культура
Как отмечает Е.Н. Князева
**
, универсальность методов синерге-
тики в современном научном знании определяется ее междисципли-
нарностью, полидисциплинарностью и трансдисцип линарностью.
*
Браже Р.А. Научный креационизм в свете синергетики // Философский век:
Альманах. – 1998. – № 7. Между физикой и метафизи кой: наука и философия. –
СПб., 1998. – С. 197 – 200.
**
Князева Е.Н. Синергетика как направление универсализма в современном
научном знании // Синергетика, философия, культура. – М.: Изд-во РАГС, 2001. –
С. 9 – 19.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 147
- 148
- 149
- 150
- 151
- …
- следующая ›
- последняя »