ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
151
нергетике искусства. Духовность искусства, однако, является опосре-
дованной. Она зависит от религиозного мироощущения художника,
его моральных установок и философских взглядов.
Казалось бы, религия, как составная часть культуры, никак не
может быть истолкована с позиций синергетики. Уж слишком различ-
ны их подходы к знанию: первая опирается на эмоционально-
чувственное восприятие и веру, а вторая полагается на абстрактно-
логическое мышление и доказательство выводов. Тем не менее, как
было показано в п. 12.2, в обоих случаях мы имеем дело с (различным
по способу и точности) моделированием действительности. Догово-
рившись о терминологии, теолог и синергетик вполне поймут друг
друга.
Фундаментальным понятием религии, философии и психологии
является душа. Как следует из п. 11.2, 11.3, душа или внутренний мир
интеллектуальной системы есть та часть ее индивидуального созна-
ния, которую можно назвать самосознанием (осознанием своего Я,
способностью видеть себя со стороны). Сознание же есть субъектив-
ный образ реальности, возникший в мозге в результате обобщенного
отражения действительности с помощью второй сигнальной системы
(в случае естественного интеллекта) или ее аналога – системы самоор-
ганизации памяти (в случае искусственного интеллекта).
Такая система возникает лишь при наличии психики – отраже-
ния действительности с учетом текущего состояния системы. Внеш-
ним проявлением психики являются эмоции. Психика, в свою оче-
редь, формируется при раздельной (асимметричной) обработке моз-
гом поступающей информации: одна его часть (правое полушарие у
человека) осуществляет аналоговую обработку, выполняя функции
низкочастотного фильтра; другая (левое полушарие у человека) –
цифровую обработку, выполняя функции высокочастотного фильтра.
Таким образом, сам процесс мышления является синергетическим, так
как он происходит при согласованном участии нескольких подсистем
мозга, осуществляющих нелинейный синтез обрабатываемой инфор-
мации. Модельная ограниченность сознания как результата мышления
Ситникова Д.Л. Обновление культуры: (не)цикличность и ветвистость // Мат. пя-
того Всеросс. научн. сем. «Самоорганизация устойчивых целостностей в природе
и обществе». – Томск, 2001. – С. 114 – 117.
****
Браже Р.А. Синергетика и творчество. – Ульяновск: УлГТУ, 1999; Бра-
же Р.А. Новый взгляд на соотношение искусства и науки // Любищевские чте-
ния. – Ульяновск, 2000. – С. 25 – 26; Браже Р.А. Математическая теория катаст-
роф и описание творческого процесса в искусстве // Мат. Межд. науч.-практ.
конф. «Методы и алгоритмы прикладной математики в технике, медицине и эко-
номике». – Ч. 2. – Новороссийск, 2001. – С. 36 – 37.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 149
- 150
- 151
- 152
- 153
- …
- следующая ›
- последняя »