Синергетика и творчество. Браже Р.А. - 153 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

153
Г л а в а 13
Творчество как самовыражение
Воображенье, чей порыв могучий
Подчас таков, что, кто им увлечен,
Не слышит рядом сотни труб гремучей,
В чем твой источник, раз не в чувстве он?
Тебя рождает некий свет небесный,
Сам или высшей волей источен.
Данте
13.1. У истоков творчества
Первые попытки творческого поиска в архаичных культурах,
как показывают исследования, вовсе не были обусловлены стремле-
нием создать какие-то художественные ценности. Орнаменты и узоры
на оружии, одежде и предметах быта, как уже указывалось в п. 1.3,
имели сакральный смысл. Исследуя связь искусства с мифотворчест-
вом и построением соответствующей эпохе картины мира, В. Б. Ми-
риманов
*
показывает, что представление о сакральном появляется в
верхнем палеолите, с момента появления первых погребений и свя-
занных с этим ритуалов. Мириманов отмечает далее, что «раньше
всего вкартину миравошла смерть <…> Представления о Начале и
Конце принадлежат к числу самых архаичных элементов мифа».
Следует принять во внимание, что для нас, живущих в условиях
индустриальной цивилизации и разработанной веками научной карти-
ны мира, сакральное и обыденное четко различаются. Для человека
каменного века границы между этими понятиями не существовало. Он
жил в пространстве сотворенных им мифов, его мир
был населен добрыми и злыми духами. Первобытный человек еще не
выделял себя из природы, поэтому в искусстве эпохи палеолита
*Мириманов В. Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. –
М.: Согласие, 1997.