Синергетика и творчество. Браже Р.А. - 164 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

164
ное, цвет и рисунок, внутренние творческие импульсы, идущие извне
от окружающей действительности». Близкие идеи высказывал и Астер
Йорн: «Мы не знаем эстетических законов, и старая идея о различии
между прекрасным и безобразным <…> мертва для нас, для которых
прекрасное также и безобразно, а все безобразное обладает своей кра-
сотой». Мысль, прямо скажем, не новая. Еще в VI в. до н.э. великий
китайский мудрец Лао-цзы говорил:
Стоит лишь всем в Поднебесной понять, что
прекрасное прекрасно
и оно уже зло!
Стоит познать, что добро есть добро,
и оно уже не добро!
Ибо существующее и несуществующее
одно другое порождает,
Трудное и легкое одно другое образует,
Длинное с коротким дают друг другу тело,
Высокое с низким друг к другу тянутся,
Звук и напев друг с другом согласуются,
«До» и «после» друг за другом следуют
Калейдоскоп течений 1960
1980-х годов: «гигантизм», «экс-
центрик-арт», «сюппорт-сюрфас», «процесс-арт», «флюсус», «пер-
форманс», «хеппининг», «концептуальное искусство», «минимализм»,
«граффитизм», «оп-арт», «поп-арт», «арт-брют», «арт-анформаль»,
«функ-арт», «арте-повера», «арт-корпорель», «арт-наив» и т. п., по су-
ти, не добавили ничего принципиально нового в классическую абст-
рактную живопись. Некоторые имена, в том числе и российские:
М. Шемякин, Э. Неизвестный, А. Зверев, Э. Штейнберг, правда, были
на слуху. Но сказать, что это искусство на века, вряд ли возможно.
Все дело в том, что в основе творчества всегда лежит некая кар-
тина мира или, если угодно, миф. Это может быть мифическое про-
шлое или мифическое настоящее, или даже мифическое будущее. Ко-
гда мифическое настоящее отлакировано официальной пропагандой,
мы получаем творения в духе «социалистического реализма». Когда
это настоящее противоречит инакомыслию творческой натуры, то
миф разрушается, и возникает абстракционизм. В нем нет души, нет
«дыхания», нет «жизни». Абстрактной живописью можно любоваться,
как затейливым узором, но не более того.