ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
167
кое-где еще сохранились жалкие остатки кожи и тряпья. Упав, он
рассыпался на части.
В описанном С. Лемом «поддельном мире» многие догадывают-
ся, что окружающая реальность – результат действия галлюциногенов
и пытаются, применяя дегаллюцины, увидеть действительность. Но в
многоярусном мире иллюзий они не срабатывают. Ведь, если кому-то
кажется, что ему кажется, что ему уже не кажется, то что же имеет
место на самом деле?
По отношению к будущему автор не является пессимистом,
равно как и восторженным оптимистом. Ясно, что оно будет не про-
ще, чем прошлое и настоящее. В будущем человечество ожидают
многие новые проблемы, в том числе и такие, о которых пишет
С. Лем. Его «Футурологический конгресс» здесь взят для примера по
той причине, что в этом научно-фантастическом произведении пока-
зана многоярусность мифа. Разрушенный миф все равно во многом
продолжает оставаться мифом. Не имея возможности знать абсолют-
ную истину, человек продолжает во что-то верить и строить свою кар-
тину мира, а значит, и выражать себя, свое отношение к этому своему
миру в своем творчестве.
13.5. Извращенное творчество
Итак, в творчестве человек выражает себя, изливает душу в той
картине мира, что сложилась у него в сознании. А если это душа тер-
рориста, серийного убийцы, сексуального маньяка, полового извра-
щенца, вора или мошенника? Означает ли это, что все его низменные
черты получат отражение в творчестве? Не обязательно. Адольф Гит-
лер писал картины и, говорят, неплохие. О. Уайльд и П. И. Чайков-
ский были гомосексуалистами. В. А. Моцарт, по свидетельству совре-
менников, был страшным сквернословом.
Не бывает абсолютных святых и абсолютных негодяев. В каж-
дом человеке можно найти светлые и темные стороны, добрые и злые
наклонности. Характеризуя противоборство этих двух начал в челове-
ке, Ф.М. Достоевский писал: «Тут Дьявол с Богом борется, а поле
битвы – сердца людей». Поэтому в творчестве все зависит от того, ка-
кую грань своей души обнажает автор. При этом надо иметь в виду,
что большой талант часто обуревают большие страсти. По этому по-
воду уместно привести еще две цитаты. Вольтер: «Страсти – это вет-
ры, надувающие паруса корабля, <…>. Иногда они его топят, но без
них он не мог бы плавать». Э. Хемингуэй: «Писателя губят вино,
деньги, женщины, карты и тщеславие, а также отсутствие всего это-
го».
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 165
- 166
- 167
- 168
- 169
- …
- следующая ›
- последняя »