Синергетика и творчество. Браже Р.А. - 169 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

169
Г л а в а 14
Творчество как моделирование реальности
Творящее начало, пребывая
Врозь с веществом в пределах вещества,
Полно особой силы, каковая
В бездействии незрима, хоть жива,
А зрима лишь посредством проявленья;
Так жизнь растенья выдает листва.
Данте
14.1. Творчество и магия
О роли первобытной магии и магических обрядов в становлении
различных видов искусства мы уже говорили (см. п. 1.3, 13.1). Суть
здесь в том, что психологическая активность мозга является следстви-
ем дефицита информации. Чтобы получить уверенность в правильно-
сти своих действий, человеку свойственно построение некой модели
окружающего мира и моделирование предстоящих событий. Метая
копья в изображение зверя, первобытные охотники, по сути дела, мо-
делировали успех или неудачу будущей охоты. Воинственными тан-
цами в полной боевой раскраске и с оружием в руках вокруг вообра-
жаемого врага мужчины племени моделировали исход битвы, распа-
ляя свое воображение предстоящей победой, ввиду слабого сопротив-
ления «противника». Из этих действий и родилась магия: гадания, за-
клятия, элементы колдовства. Но ритуальные сцены: песни и танцы
давали толчок для развития искусства. Они разыгрывались потом на
пиршествах по случаю удачной охоты или победы над врагом, с тече-
нием времени обрастали подробностями и становились частью куль-
туры.
Символический язык древнего искусства из первобытной магии
плавно перешел в мифологию и религию. Мифы и возникшие на их
основе религиозные верования, как источники знаний о мироустрой-
стве, предназначались для всего народа. Для него в специальных хра-
мах устраивались упрощенные, канонизированные богослужения и