ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
174
Большое влияние на пропаганду таким образом полученных
знаний оказали работы австрийского психиатра и психолога З. Фрейда
(1856 – 1939) о бессознательных психических процессах и свободных
ассоциациях как основе психоанализа. Увлечение фрейдизмом в ис-
кусстве начала XX в. породило авангардизм (от фр. avant – впереди и
garde – стража) – течение, пришедшее на смену модернизму (см.
п. 6.3, 6.4), в котором большая роль отводилась непосредственным
чувственным переживаниям. В области живописи и литературы прин-
ципы авангардизма восприняли такие направления, как кубизм, футу-
ризм, сюрреализм, а также литература «потока сознания». В музыке к
авангардизму можно отнести алеаторику, пуантилизм, сонаризм, кон-
кретную музыку. Все эти направления, безусловно, порождались
людьми талантливыми. Можно вспомнить такие имена как П. Пикассо
(кубизм), В. Маяковский, В. Хлебников (футуризм), С. Дали (сюрреа-
лизм), Дж. Джойс, Г. Стайн, М. Пруст (поток сознания), А. Веберн
(пуантилизм) и др. Однако увлечение новомодными формами творче-
ства с раскрепощенным подсознанием порой доводило до полного
бреда. Чего стоит хотя бы футуристическая программа в пятнадцать
поэм (!?) «Смерть искусству» Василиска (Василия Ивановича) Гнедо-
ва
∗
, написанная в 1913 г.:
Поэма 1. СТОНГА
Полынчается – Пепелье Душу.
Поэма 2. КОЗЛО
Бубчиги Козлевая – Сиреня. Скрымь
Солнца.
Поэма 3. СВИРЕЛЬГА
Разломчено – Просторечевье…
Мхи – Звукопас.
Поэма 4. КОБЕЛЬ ГОРЬ
Затумло – Свирельжит. Распростите.
Поэма 5. БЕЗВЕСТЯ
Пойму – поиму – возьмите Душу.
Поэма 6. РОБКОТ
Сом – а – ви – ка. Сомка! –а –
виль –до.
Поэма 7. СМОЛЬГА
Кудрени – Вышлая Мораль.
∗
Русская поэзия «серебряного века», 1890 – 1917: Антология. – М.: Наука,
1993. – С. 514.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 172
- 173
- 174
- 175
- 176
- …
- следующая ›
- последняя »