Синергетика и творчество. Браже Р.А. - 178 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

178
мом знаний. Однако имеются и весьма существенные отличия. Во-
первых, компьютерная виртуальная реальностьэто, хотя и новая, но
форма общественного сознания. Об индивидуальном компьютерном
сознании (индивидуальной компьютерной виртуальной реальности)
пока говорить рано. Это проблема будущего. Во-вторых, виртуальная
реальность человеческого сознания стохастична, а не фрагментарна,
как виртуальная реальность компьютерных сетей. Стохастичность
предполагает фрактальностьсохранение подобия в разветвляющей-
ся системе образов (архетипов сознания). Следовательно, человече-
ское сознание обладает свойством автомодельности.
15.2. Виртуальный мир творца
Так как творчество есть не что иное, как визуализация моделей
и образцов реального мира, то и продукты творчества представляют
автомодельную виртуальную реальность. Эта визуализация может
быть материальной, как в живописи, скульптуре, архитектуре, деко-
ративно-прикладном искусстве или технических новинках. Она может
быть и информационной, как в музыке, литературе или научных тео-
риях. Но в любом случае творчество понижает энтропию в общест-
венном сознании, внося в него элементы упорядоченности, которых
ранее не было. Разумеется, здесь мы имеем в виду те произведения
искусства или техники, которые раскрывают лучшее, что есть в чело-
веке. Продукты извращенного творчества, о которых говорилось в
п. 13.5, конечно же, повышают энтропию, вносят в общественное соз-
нание элементы хаоса.
Виртуальная реальность, созданная творцом-художником, твор-
цом-музыкантом, творцом-поэтом, интерактивна. Она предполагает
возможность зрителю, слушателю, читателю подключаться к ней, по-
гружаться в нее, ощущать ее, существовать в ней. Через какие же тер-
миналы осуществляется наше подключение к виртуальному миру
творца? Это могут быть рамки картины, как окна, распахнутого в
инобытие. Это звуки, рождающие знакомые и приятные ассоциации.
Это дорогие нам зрительные образы.
Картина как окноВ особенности это относится к иконам. Есть
что-то глубоко символическое и родственное в самом происхождении
обоих слов: икона (от греч. eikōnобраз) и окно. Человеку, далекому
от православных и католических традиций, нелегко оценить подлин-
ное значение иконописного творчества. Кажется, что русским иконам
XV – XVI вв. далеко в художественной выразительности и, особенно,
технике письма до картин Сандре Боттичелли, М икеланджело, Лео-