ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
9
Основные термины и понятия:
Диалектический материализм – самообозначение диалектической
философии объективистского типа, основные положения которой были
сформулированы Ф.Энгельсом («Анти-Дюринг») и И.В. Сталиным («О
диалектическом и историческом материализме»); являл собой официаль-
ную советскую философию в 1930-1980-х годах. В рамках диамата любые
идеи и всякие принципы исторически обусловлены и релятивны. При
этом
диалектический материализм задавал в качестве одного из идеалов науч-
ности систем мироописания требования целостности и умопостигаемости
элементов исторических изменений в обществе.
Дискурс – (discursus: от лат. discere – блуждать) вербально артикули-
рованная форма объективации содержания сознания, регулируемая доми-
нирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональ-
ности. Теория дискурса конституируется в качестве
одного из важнейших
направлений постмодернизма, методология которого оформляется на пе-
ресечении собственно постмодернистской философии языка, семиотики,
лингвистики в современных ее версиях (включая структурную и психолин-
гвистику), социологии знания и когнитивной антропологии. В отличие от
историко-философской традиции, понимавшей дискурс как своего рода
рационально-логическую процедуру «скромного чтения», т.е. декодирова-
ния по мере возможностей имманентного миру смысла, постмодернизм
интерпретирует дискурсивные практики принципиально альтернативно:
«не существует никакого предискурсивного провидения, которое делало
бы его (мир) благосклонным к нам» (М. Фуко).
Исторический источник – все объекты, непосредственно отражающие
исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человече-
ского общества, т.е. всё созданное человеком, а
также результаты его
взаимодействия с окружающей средой; предметы материальной культуры,
памятники письменности, обычаи, обряды и др. Количество исторических
источников безгранично, но число сохранившихся от отдельных историче-
Основные термины и понятия: Диалектический материализм – самообозначение диалектической философии объективистского типа, основные положения которой были сформулированы Ф.Энгельсом («Анти-Дюринг») и И.В. Сталиным («О диалектическом и историческом материализме»); являл собой официаль- ную советскую философию в 1930-1980-х годах. В рамках диамата любые идеи и всякие принципы исторически обусловлены и релятивны. При этом диалектический материализм задавал в качестве одного из идеалов науч- ности систем мироописания требования целостности и умопостигаемости элементов исторических изменений в обществе. Дискурс – (discursus: от лат. discere – блуждать) вербально артикули- рованная форма объективации содержания сознания, регулируемая доми- нирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональ- ности. Теория дискурса конституируется в качестве одного из важнейших направлений постмодернизма, методология которого оформляется на пе- ресечении собственно постмодернистской философии языка, семиотики, лингвистики в современных ее версиях (включая структурную и психолин- гвистику), социологии знания и когнитивной антропологии. В отличие от историко-философской традиции, понимавшей дискурс как своего рода рационально-логическую процедуру «скромного чтения», т.е. декодирова- ния по мере возможностей имманентного миру смысла, постмодернизм интерпретирует дискурсивные практики принципиально альтернативно: «не существует никакого предискурсивного провидения, которое делало бы его (мир) благосклонным к нам» (М. Фуко). Исторический источник – все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человече- ского общества, т.е. всё созданное человеком, а также результаты его взаимодействия с окружающей средой; предметы материальной культуры, памятники письменности, обычаи, обряды и др. Количество исторических источников безгранично, но число сохранившихся от отдельных историче- 9
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »