Экология. Бугреева М.Н. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
В XXI столетии перед человечеством остро встала проблема осмысления
своего места в природе . Проблема эта продиктована не только изначально зало -
женным в человеке стремлением к познанию, но прежде всего , нескончаемой че-
редой кризисных ситуаций во всех сферах бытия от экономических до социаль -
ных. Пророчества автора первой концепции эволюции живой природы
Ж .Б.Ламарка , писавшего , что предназначение человечества в самоуничтожении,
чего оно достигнет, разрушив собственную среду обитания, наряду с древними
апокалиптическими предсказаниями Библии становятся все более очевидными.
Не случайно в наше время всеобщей экологизации мышления, без которого не-
возможно оценить ни настоящего , ни будущего в развитии цивилизации. Эколо -
гия охватила все уровни жизни человека от биосферного до духовного . Емкость
этого понятия обусловлена тем , что все и вся в этом мире органически связано,
обеспечивая динамическую целостность природы . Эти связи «живут», но они мо-
гут порваться, и рухнет дом , в котором мы живем . Появляется закономерный во -
прос: «Как быть?». В последние годы признано разумным и реальным, что необ-
ходимо следовать четырем законам экологии, аллегорически сформулированным
в 1971 году Б.Коммонером : «Все связано со всем ; все должно куда -то деваться;
ничего не дается даром ; природа знает лучше».
Прошло всего сто с небольшим лет со времени введения понятия «экология»,
а сегодня мы уже являемся свидетелями всеобщей экологизации мышления и
сфер деятельности , которые приобретают значение жизненно необходимых для
нашего бытия.
Общепризнано, что термин «экология» в научный обиход ввел выдающийся
немецкий биолог и сподвижник Ч.Дарвина Эрнест Геккель в 1866 году, хотя в ли -
тературе слово экология встречалось и раньше. Этим термином он называл био-
логическую дисциплину, которая фактически уже существовала , а идеи о взаимо-
отношении организма и среды встречаются в трудах многих естествоиспытателей .
Согласно Оксеру (1959), термин «экология» применялся еще до Геккеля, напри -
мер, в письме американского философа, писателя и натуралиста Дэвида Торо, да -
тированном 1 января, где сказано: «М - р Гоар все еще в Конкорде, занимается бо-
таникой и экологией , намереваясь поселиться в наиболее для него подходящей
части страны». Встречается он и в его книге «Жизнь в лесу», опубликованной в
том же году и наполненную идеями Жан-Жака Руссо о гармонии человека с при -
родой . То есть термин «экология» уже был известен, однако не подлежит никако-
му сомнению, что только благодаря четкому и ясному определению сущности
экологии, данному Геккелем , это понятие получило всеобщее распространение.
Он пишет: «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении орга -
низма к окружающей среде, куда мы относим все «условия существования» в ши -
роком смысле этого слова это познание экономики природы , одновременное
исследование всех взаимоотношений животного с неорганическими и органиче-
скими компонентами среды».
В последующие годы экология приобрела статус самостоятельной биологи -
ческой дисциплины , которая, по словам академика С .С .Шварца (1970), была при -
звана решать крупнейшие задачи практики (теория создания измененного органи -
ческого мира ) и теории (эволюционное учение, энергетика живой природы ). Не-
                                                 4

        В XXI столе ти и пере д ч еловеч е с твом ос тро вста ла проблем а осм ы с ле ни я
свое го м е ста в при роде . П роблем а э та проди ктова на не только и зна ч а льно за ло-
ж е нны м в ч елове ке с трем ле ни ем к позна ни ю, но пре ж де вс е го, не с конч а е м ой ч е-
ре дой кри зи с ны х си туа ци й во вс ех сф ера х бы ти я – от э коном и ч е ски х до с оци а ль-
ны х. П ророч е с тва а втора первой конце пци и э волюци и ж и вой при роды
Ж .Б.Л а м а рка , пи са вше го, ч то предна зна ч ени е ч еловеч е с тва в са м оуни ч тож е ни и ,
ч е го оно дос ти гне т, ра зруши в с обстве нную сре ду оби та ни я, на ряду с древни м и
а пока ли пти ч е ски м и пре дска за ни ям и Би бли и ста новятс я вс е боле е оч еви дны м и .
Н е случ а й но в на ше вре м я вс е общ ей э кологи за ци и м ы шле ни я, без которого не-
возм ож но оце ни ть ни на с тоящ его, ни будущ е го в ра зви ти и ци ви ли за ци и . Эколо-
ги я охва ти ла вс е уровни ж и зни ч е ловека – от би ос ф ерного до духовного. Е м кос ть
э того поняти я обус ловле на тем , ч то вс е и вс я в э том м и ре орга ни ч е с ки связа но,
обе с печ и ва я ди на м и ч е с кую целос тнос ть при роды . Эти связи «ж и вут», но они м о-
гут порва тьс я, и рухне т дом , в котором м ы ж и вем . П оявляе тся за коном ерны й во-
прос: «К а к бы ть?». В последни е годы при зна но ра зум ны м и реа льны м , ч то не об-
ходи м о сле дова ть ч е ты рем за кона м э кологи и , а лле гори ч е ски с ф орм ули рова нны м
в 1971 году Б.К ом м онером : «Вс е с вяза но с о вс ем ; все долж но куда -то дева тьс я;
ни ч е го не да е тся да ром ; при рода зна е т луч ше».
        П рошло все го с то с небольши м ле т с о врем е ни вве де ни я поняти я «э кологи я»,
а с егодня м ы уж е являем с я сви де телям и вс еобщ е й э кологи за ци и м ы шле ни я и
с ф ер де ятельнос ти , которы е при обрета ют зна ч е ни е ж и зне нно не обходи м ы х для
на ше го бы ти я.
        Общ е при зна но, ч то те рм и н «э кологи я» в на уч ны й оби ход ввелвы да ющ и й с я
нем е цки й би ологи с подви ж ни к Ч.Да рви на Эрне ст Г е ккель в 1866 году, хотя в ли -
те ра туре слово э кологи я вс треч а лос ь и ра ньше . Эти м терм и ном он на зы ва лби о-
логи ч е скую ди с ци пли ну, котора я ф а кти ч е ски уж е с ущ е с твова ла , а и де и о вза и м о-
отноше ни и орга ни зм а и среды встре ч а ютс я втруда х м ноги х е с те с твои с пы та теле й .
С огла с но Окс еру (1959), терм и н «э кологи я» при м е нялс я е щ е до Г е ккеля, на при -
м ер, в пи с ьм е а м ери ка нского ф и лос оф а , пи са теля и на тура ли с та Дэ ви да Т оро, да -
ти рова нном 1 янва ря, где с ка за но: «М -р Г оа р вс е ещ е в К онкорде , за ни м а е тс я бо-
та ни кой и э кологи е й , на м ерева яс ь пос е ли тьс я в на и боле е для не го подходящ е й
ч а с ти с тра ны ». Встре ч а е тс я он и в е го кни ге «Ж и знь в ле с у», опубли кова нной в
том ж е году и на полне нную и де ям и Ж а н-Ж а ка Рус с о о га рм они и ч е лове ка с при -
родой . Т о е сть терм и н «э кологи я» уж е бы ли зве сте н, одна ко не подле ж и т ни ка ко-
м у с ом не ни ю, ч то только бла года ря ч етком у и ясном у определе ни ю с ущ нос ти
э кологи и , да нном у Г еккелем , э то поняти е получ и ло вс е общ ее ра с прос тра не ни е.
Он пи ше т: «П од э кологи е й м ы подра зум ева ем общ ую на уку об отноше ни и орга -
ни зм а к окруж а ющ е й сре де, куда м ы относ и м вс е «услови я с ущ е с твова ни я» в ши -
роком см ы сле э того слова … э то позна ни е э коном и ки при роды , одноврем е нное
и сс ле дова ни е вс ех вза и м оотноше ни й ж и вотного с не орга ни ч ес ки м и и орга ни ч е-
ски м и ком поне нта м и сре ды ».
        В после дующ и е годы э кологи я при обре ла ста тус са м остоятельной би ологи -
ч е ской ди с ци пли ны , котора я, по слова м а ка дем и ка С .С .Ш ва рца (1970), бы ла при -
зва на ре ша ть крупне й ши е за да ч и пра кти ки (те ори я с озда ни я и зм е не нного орга ни -
ч е ского м и ра ) и те ори и (э волюци онное уч е ни е, э нергети ка ж и вой при роды ). Н е -