ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
60
На первой ступени объем круга нравственных обязанностей
ограничивается для каждого своим родом или племенем, на вто-
рой – своим национальным государством, и лишь на третьей
ступени человеческая личность, достигшая ясного осознания
своей принадлежности роду человеческому как таковому, стре-
мится соответственным образом осуществить его в жизни.
Высшая задача человека на третьей ступени состоит в том,
чтобы реализовать нравственное отношение к природе, но ре-
шение этой задачи, в свою очередь, предполагает установление
совершенного нравственного порядка в обществе, становление
человечества как единого целого.
Никто из философов прошлого не подходил так близко к
задаче определения ценностных ориентиров устойчивого разви-
тия, как B.C. Соловьев. Он не только обосновал существование
единого человечества, но выявил также его основные атрибу-
ты — солидарность, согласие и непрерывность поколений. В со-
временном мире с его сложной политической ситуацией, в усло-
виях социально-экономического и экологического кризиса важно
избежать очередной силовой конфронтации в обществе, консоли-
дировать его на основе четких и понятных целей. Разработка стра-
тегии перехода на путь устойчивого развития с системой целей,
механизмов реализации приобретает в данном вопросе особое
значение. Ситуация, сложившаяся на данный момент в обществе
пассионарного напряжения требует внимательнее присмотреться
к теории и практике согласия как гаранта стабильности выхода из
кризиса, метода согласования самых противоречивых устремле-
ний. По мере «взросления» этого общества будет развиваться и
этика согласия, а вместе с этим пойдет и процесс устойчивого
развития. Новый курс развития предполагает обязательную ори-
ентацию на социальные критерии любых намечаемых изменений
во всех сферах общественной жизни, учет их социальной цены и
экологических последствий, опору на духовно-нравственные цен-
ности человечества.
B.C. Соловьев не предлагает определенных планов обще-
ственного устройства, он рассматривает только те непрелож-
ные, из самого практического разума вытекающие условия, без ис-
61
полнения которых невозможно постоянное совершенствование об-
щества и его устойчивое будущее. Первое условие – это пре-
кращение эксплуатации природы. Последняя не есть мертвая мате-
рия, это одушевленный живой организм. Второе условие – это
разумный аскетизм, «воздержание от дурной плотской безмерно-
сти». Следующим нравственным условием, необходимым для того,
чтобы общество устойчиво развивалось, является ограничение лич-
ной свободы требованием общего блага.
Немаловажным атрибутом мирного и устойчивого сосущест-
вования людей на Земле является принцип толерантности. Установ-
ка на толерантность формирует новое, современное сознание, ко-
торому чужды предвзятость и непримиримость. Достигнуть этого
можно, только создав систему, где ни один реально существую-
щий интерес, ни одно устремление не будут формально уничто-
жены. Основным законом толерантности является признание чу-
жих интересов как условия осуществления интересов собствен-
ных. Принципом существования многонациональных сообществ
должно стать все большее ограничение государственной власти и
утверждение прав и свобод личности вне зависимости от ее на-
циональности.
В условиях становления рыночной экономики не должно
происходить разделение национальных групп на первосортные и
второсортные. Не должно быть приоритета в развитии традици-
онных или профессиональных форм культуры, каждый предста-
витель национальной группы должен получить возможность при-
общения к тем формам национальной культуры, к которым он тя-
готеет. Разнообразные формы конвенционального взаимодействия
выступают структурообразующими факторами устойчивого об-
щества. Типы структурной организации определяются, в свою
очередь, характером тех соглашений, которые принимают субъек-
ты, существующие в одном социокультурном пространстве, раз-
деляющие разные представления и стили жизни и обладающие
разными ресурсами. Такого рода взаимодействие невозможно без
учета толерантного отношения как внутри структуры, так и за ее
пределами. Таким образом, толерантность выступает как одна из
базовых предпосылок устойчивости, социальной безопасности и
На первой ступени объем круга нравственных обязанностей полнения которых невозможно постоянное совершенствование об- ограничивается для каждого своим родом или племенем, на вто- щества и его устойчивое будущее. Первое условие – это пре- рой – своим национальным государством, и лишь на третьей кращение эксплуатации природы. Последняя не есть мертвая мате- ступени человеческая личность, достигшая ясного осознания рия, это одушевленный живой организм. Второе условие – это своей принадлежности роду человеческому как таковому, стре- разумный аскетизм, «воздержание от дурной плотской безмерно- мится соответственным образом осуществить его в жизни. сти». Следующим нравственным условием, необходимым для того, Высшая задача человека на третьей ступени состоит в том, чтобы общество устойчиво развивалось, является ограничение лич- чтобы реализовать нравственное отношение к природе, но ре- ной свободы требованием общего блага. шение этой задачи, в свою очередь, предполагает установление Немаловажным атрибутом мирного и устойчивого сосущест- совершенного нравственного порядка в обществе, становление вования людей на Земле является принцип толерантности. Установ- человечества как единого целого. ка на толерантность формирует новое, современное сознание, ко- Никто из философов прошлого не подходил так близко к торому чужды предвзятость и непримиримость. Достигнуть этого задаче определения ценностных ориентиров устойчивого разви- можно, только создав систему, где ни один реально существую- тия, как B.C. Соловьев. Он не только обосновал существование щий интерес, ни одно устремление не будут формально уничто- единого человечества, но выявил также его основные атрибу- жены. Основным законом толерантности является признание чу- ты — солидарность, согласие и непрерывность поколений. В со- жих интересов как условия осуществления интересов собствен- временном мире с его сложной политической ситуацией, в усло- ных. Принципом существования многонациональных сообществ виях социально-экономического и экологического кризиса важно должно стать все большее ограничение государственной власти и избежать очередной силовой конфронтации в обществе, консоли- утверждение прав и свобод личности вне зависимости от ее на- дировать его на основе четких и понятных целей. Разработка стра- циональности. тегии перехода на путь устойчивого развития с системой целей, В условиях становления рыночной экономики не должно механизмов реализации приобретает в данном вопросе особое происходить разделение национальных групп на первосортные и значение. Ситуация, сложившаяся на данный момент в обществе второсортные. Не должно быть приоритета в развитии традици- пассионарного напряжения требует внимательнее присмотреться онных или профессиональных форм культуры, каждый предста- к теории и практике согласия как гаранта стабильности выхода из витель национальной группы должен получить возможность при- кризиса, метода согласования самых противоречивых устремле- общения к тем формам национальной культуры, к которым он тя- ний. По мере «взросления» этого общества будет развиваться и готеет. Разнообразные формы конвенционального взаимодействия этика согласия, а вместе с этим пойдет и процесс устойчивого выступают структурообразующими факторами устойчивого об- развития. Новый курс развития предполагает обязательную ори- щества. Типы структурной организации определяются, в свою ентацию на социальные критерии любых намечаемых изменений очередь, характером тех соглашений, которые принимают субъек- во всех сферах общественной жизни, учет их социальной цены и ты, существующие в одном социокультурном пространстве, раз- экологических последствий, опору на духовно-нравственные цен- деляющие разные представления и стили жизни и обладающие ности человечества. разными ресурсами. Такого рода взаимодействие невозможно без B.C. Соловьев не предлагает определенных планов обще- учета толерантного отношения как внутри структуры, так и за ее ственного устройства, он рассматривает только те непрелож- пределами. Таким образом, толерантность выступает как одна из ные, из самого практического разума вытекающие условия, без ис- базовых предпосылок устойчивости, социальной безопасности и 60 61
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- …
- следующая ›
- последняя »