ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
58
альные положения в обществе должны быть открыты для всех при
условии честного соблюдения равенства возможностей.
Как свидетельствует историческая практика, только то об-
щество свободно и жизнеспособно, где имеется разумное регули-
рование общественной жизни в соответствии с принципом спра-
ведливости. Без опоры на принцип справедливости немыслимо
устойчивое развитие общества.
Социальной составляющей концепции устойчивого развития
стала также фундаментальная идея соблюдения прав будущих по-
колений. Природные ресурсы Земли являются общим наследием
всего человечества, включая как ныне живущие, так и будущие
поколения. Для устойчивого развития этот постоянный резервный
фонд должен передаваться из поколения в поколение как можно
менее истощенным и загрязненным.
Гуманистическая концепция устойчивого развития указыва-
ет на непосредственную связь между социальной солидарностью
и экономическим развитием. Подразумевается, что экономиче-
ский рост имеет смысл и оправдание, если он способствует дос-
тижению социальной справедливости; удовлетворению жизнен-
ных потребностей всех слоев населения. Устойчивое развитие
рассматривается экспертами ООН как реализация принципа соци-
альной солидарности; в экономическом отношении оно позволяет
перейти к цивилизованному рынку и создавать рабочие места; в
социальном плане оно позволяет добиться справедливости в рас-
пределении богатства и снизить напряженность, возникающую из-
за распределения ресурсов; в политическом – предоставляет каж-
дому человеку право выбора в решении своего собственного бу-
дущего.
Концепция устойчивого развития многоаспектна, один из
основных ее принципов состоит в признании цивилизованным
обществом необходимости такой системы потребностей, где ма-
териальные и духовные потребности сбалансированы в соответст-
вии с экологическим императивом. Задача состоит в том, чтобы
преобразовать данный принцип в конкретные социальные, эконо-
мические, технологические программы и проекты и совершить
переход к устойчивым формам развития и образу жизни. Эффек-
59
тивность и реализуемость национальных стратегий устойчивого
развития определяется прежде всего эффективностью системы
принятия решений на всех уровнях, а также степенью интериори-
зации ценностей и норм этики устойчивого развития в общест-
венной идеологии и психологии. Иными словами, эта эффектив-
ность зависит от ценностно-нормативной парадигмы, в соответст-
вии с которой функционируют социальные институты общества,
от уровня развития его гражданских институтов, а следовательно,
от степени влияния населения на процесс принятия жизненно
важных решений.
Важной предпосылкой такой цивилизационной трансформа-
ции должна стать перестройка системы нравственно-этических ус-
тановок личности.
3.4. Духовно-этическая составляющая концепции
устойчивого развития
Устойчивое человеческое развитие предполагает динамиче-
ское равновесие материального и духовного начал жизни. Сего-
дня мы видим явное преобладание в нашей жизни фактора мате-
риальности, выражающегося, в частности, в экспансии техники.
Следовательно, в целях восстановления вышеназванного равно-
весия необходимо привести в движение духовные силы общества.
При рассмотрении данного вопроса необходимо обратиться,
в частности, к метафизике всеединства, разработанной русским
философом B.C. Соловьевым. Опираясь на метафизику всеедин-
ства жизни, B.C. Соловьев обосновывает необходимость нравст-
венного отношения человечества к природе. По его мнению, исто-
рия человечества есть возвышение и расширение сферы нравст-
венности (должных отношений). Он выделяет три главные сту-
пени этого исторического процесса:
1) родовая, принадлежащая прошлому;
2) национально-государственная, господствующая в настоя-
щем;
;
3) всемирное общение как идеал будущего.
альные положения в обществе должны быть открыты для всех при тивность и реализуемость национальных стратегий устойчивого условии честного соблюдения равенства возможностей. развития определяется прежде всего эффективностью системы Как свидетельствует историческая практика, только то об- принятия решений на всех уровнях, а также степенью интериори- щество свободно и жизнеспособно, где имеется разумное регули- зации ценностей и норм этики устойчивого развития в общест- рование общественной жизни в соответствии с принципом спра- венной идеологии и психологии. Иными словами, эта эффектив- ведливости. Без опоры на принцип справедливости немыслимо ность зависит от ценностно-нормативной парадигмы, в соответст- устойчивое развитие общества. вии с которой функционируют социальные институты общества, Социальной составляющей концепции устойчивого развития от уровня развития его гражданских институтов, а следовательно, стала также фундаментальная идея соблюдения прав будущих по- от степени влияния населения на процесс принятия жизненно колений. Природные ресурсы Земли являются общим наследием важных решений. всего человечества, включая как ныне живущие, так и будущие Важной предпосылкой такой цивилизационной трансформа- поколения. Для устойчивого развития этот постоянный резервный ции должна стать перестройка системы нравственно-этических ус- фонд должен передаваться из поколения в поколение как можно тановок личности. менее истощенным и загрязненным. Гуманистическая концепция устойчивого развития указыва- 3.4. Духовно-этическая составляющая концепции ет на непосредственную связь между социальной солидарностью устойчивого развития и экономическим развитием. Подразумевается, что экономиче- ский рост имеет смысл и оправдание, если он способствует дос- Устойчивое человеческое развитие предполагает динамиче- тижению социальной справедливости; удовлетворению жизнен- ское равновесие материального и духовного начал жизни. Сего- ных потребностей всех слоев населения. Устойчивое развитие дня мы видим явное преобладание в нашей жизни фактора мате- рассматривается экспертами ООН как реализация принципа соци- риальности, выражающегося, в частности, в экспансии техники. альной солидарности; в экономическом отношении оно позволяет Следовательно, в целях восстановления вышеназванного равно- перейти к цивилизованному рынку и создавать рабочие места; в весия необходимо привести в движение духовные силы общества. социальном плане оно позволяет добиться справедливости в рас- При рассмотрении данного вопроса необходимо обратиться, пределении богатства и снизить напряженность, возникающую из- в частности, к метафизике всеединства, разработанной русским за распределения ресурсов; в политическом – предоставляет каж- философом B.C. Соловьевым. Опираясь на метафизику всеедин- дому человеку право выбора в решении своего собственного бу- ства жизни, B.C. Соловьев обосновывает необходимость нравст- дущего. венного отношения человечества к природе. По его мнению, исто- Концепция устойчивого развития многоаспектна, один из рия человечества есть возвышение и расширение сферы нравст- основных ее принципов состоит в признании цивилизованным венности (должных отношений). Он выделяет три главные сту- обществом необходимости такой системы потребностей, где ма- пени этого исторического процесса: териальные и духовные потребности сбалансированы в соответст- 1) родовая, принадлежащая прошлому; вии с экологическим императивом. Задача состоит в том, чтобы 2) национально-государственная, господствующая в настоя- преобразовать данный принцип в конкретные социальные, эконо- щем; ; мические, технологические программы и проекты и совершить 3) всемирное общение как идеал будущего. переход к устойчивым формам развития и образу жизни. Эффек- 58 59
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- …
- следующая ›
- последняя »