ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
10
между «первым миром», потребляющим более 80% миро-
вых ресурсов, и эксплуатируемых им «третьим миром», обеспе-
чивающим его благосостояние и развитие.
Нынешняя ситуация заставляет говорить о кризисе «рыноч-
но-потребительской цивилизации», системном тупике, для выхо-
да из которого в обществе должны произойти радикальные пере-
мены.
«Современная цивилизация набрала за последние полтора-
два века такую скорость, такую инерцию движения и, говоря
языком физики, - пишет Ю.В. Шишков, - обрела такую мас-
су, что затормозить ее поступательное движение очень трудно.
В этом смысле нынешняя техногенная цивилизация подобна ги-
гантскому лайнеру, идущему на большой скорости, который не в
состоянии остановиться даже после полного выключения двигате-
лей. Чтобы остановить корабль человечества, быстро прибли-
жающийся к угрожающей ему гибельной бездне, нужны бес-
прецедентные усилия... Речь идет о переходе на более высшую
ступень мышления и новую модель поведения большинства
человечества».
3
Путь выхода из современного кризиса цивилизации один -
восстановление согласованности между техникой и культурой,
между материальными и духовными крыльями цивилизации.
Сегодня в целях восстановления потерянного равновесия не-
обходимо всемерно поддерживать духовное развитие. Цель эво-
люции должна сместиться с развития техники на развитие чело-
века. Драматизм современного цивилизационного развития за-
ключается в том, что невиданный материальный прогресс со-
провождается возрождением «внутрицивилизационного» вар-
варства, то есть разрушительного и саморазрушительного начала
в жизни человечества. Современное индустриальное общество не
имеет иммунитета против варварства, поскольку оно само ба-
3
Ноосфера: реальность или красивый миф? //Материалы постоянно дейст-
вующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир»
/ Институт мировой экономики и международных отношений. - М.: Новый
век, 2003. Вып.4(27).
11
зируется на идее господства над миром. В определенном
смысле, наступление варварства на цивилизацию есть процесс,
запрограммированный в недрах современного техногенного обще-
ства. Саморазрушение цивилизованности с самого начала зало-
жено в его ценностных основаниях, в частности в принципе инно-
ваций. Именно потому, что здесь сама деятельность человека ин-
терпретируется как открытость горизонтов человеческого бытия, -
именно поэтому техногенная цивилизация изнутри подвержена
надломам. Следовательно, необходимо создавать новые ценно-
стные механизмы, блокирующие по мере сил опасности, яв-
ляющиеся неизбежным результатом выхода человека за
пределы «наличного бытия», или трансценденции - в тер-
минах классической философии. Актуальность создания та-
ких механизмов приобретает особую остроту в период смены
цивилизации, становясь в самом буквальном смысле слова услови-
ем выживания человечества
Влияние человечества на биосферу представляет собой все
возрастающую нагрузку на те системы нашей планеты, которые
обеспечивают поддержание жизни на Земле, но такая нагрузка не
может возрастать бесконечно. Любая конечная система с конеч-
ным пространством и конечными ресурсами имеет верхние пре-
делы той нагрузки, которую она может вынести. Теперь мы в со-
стоянии невольно проверить эффективный диапазон, в пределах
которого могут изменяться пределы допустимых нагрузок. Само
по себе существование верхних пределов не должно быть чем-то
удивительным. Для дальнейшего правильного выбора развития
общества и всего мира необходимо новое направление и новый
курс развития общества. Такой новой концепцией, которая необ-
ходима в данный момент, является концепция устойчивого раз-
вития. Данная концепция предусматривает все стороны жизне-
деятельности человечества: экономическую, социальную, эколо-
гическую или природоохранную. В течение многих десятилетий
человечество спорит о правильности выбора направления струк-
туры экономики. Устойчивое развитие невозможно без человека,
который гармоничен и грамотен экономически, демократически и
экологически. Также существует тесная связь между демографи-
между «первым миром», потребляющим более 80% миро- зируется на идее господства над миром. В определенном вых ресурсов, и эксплуатируемых им «третьим миром», обеспе- смысле, наступление варварства на цивилизацию есть процесс, чивающим его благосостояние и развитие. запрограммированный в недрах современного техногенного обще- Нынешняя ситуация заставляет говорить о кризисе «рыноч- ства. Саморазрушение цивилизованности с самого начала зало- но-потребительской цивилизации», системном тупике, для выхо- жено в его ценностных основаниях, в частности в принципе инно- да из которого в обществе должны произойти радикальные пере- ваций. Именно потому, что здесь сама деятельность человека ин- мены. терпретируется как открытость горизонтов человеческого бытия, - «Современная цивилизация набрала за последние полтора- именно поэтому техногенная цивилизация изнутри подвержена два века такую скорость, такую инерцию движения и, говоря надломам. Следовательно, необходимо создавать новые ценно- языком физики, - пишет Ю.В. Шишков, - обрела такую мас- стные механизмы, блокирующие по мере сил опасности, яв- су, что затормозить ее поступательное движение очень трудно. ляющиеся неизбежным результатом выхода человека за В этом смысле нынешняя техногенная цивилизация подобна ги- пределы «наличного бытия», или трансценденции - в тер- гантскому лайнеру, идущему на большой скорости, который не в минах классической философии. Актуальность создания та- состоянии остановиться даже после полного выключения двигате- ких механизмов приобретает особую остроту в период смены лей. Чтобы остановить корабль человечества, быстро прибли- цивилизации, становясь в самом буквальном смысле слова услови- жающийся к угрожающей ему гибельной бездне, нужны бес- ем выживания человечества прецедентные усилия... Речь идет о переходе на более высшую Влияние человечества на биосферу представляет собой все ступень мышления и новую модель поведения большинства возрастающую нагрузку на те системы нашей планеты, которые человечества». 3 обеспечивают поддержание жизни на Земле, но такая нагрузка не Путь выхода из современного кризиса цивилизации один - может возрастать бесконечно. Любая конечная система с конеч- восстановление согласованности между техникой и культурой, ным пространством и конечными ресурсами имеет верхние пре- между материальными и духовными крыльями цивилизации. делы той нагрузки, которую она может вынести. Теперь мы в со- Сегодня в целях восстановления потерянного равновесия не- стоянии невольно проверить эффективный диапазон, в пределах обходимо всемерно поддерживать духовное развитие. Цель эво- которого могут изменяться пределы допустимых нагрузок. Само люции должна сместиться с развития техники на развитие чело- по себе существование верхних пределов не должно быть чем-то века. Драматизм современного цивилизационного развития за- удивительным. Для дальнейшего правильного выбора развития ключается в том, что невиданный материальный прогресс со- общества и всего мира необходимо новое направление и новый провождается возрождением «внутрицивилизационного» вар- курс развития общества. Такой новой концепцией, которая необ- варства, то есть разрушительного и саморазрушительного начала ходима в данный момент, является концепция устойчивого раз- в жизни человечества. Современное индустриальное общество не вития. Данная концепция предусматривает все стороны жизне- имеет иммунитета против варварства, поскольку оно само ба- деятельности человечества: экономическую, социальную, эколо- гическую или природоохранную. В течение многих десятилетий 3 Ноосфера: реальность или красивый миф? //Материалы постоянно дейст- человечество спорит о правильности выбора направления струк- вующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир» туры экономики. Устойчивое развитие невозможно без человека, / Институт мировой экономики и международных отношений. - М.: Новый который гармоничен и грамотен экономически, демократически и век, 2003. Вып.4(27). экологически. Также существует тесная связь между демографи- 10 11
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »