ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
14
люционную концепцию устойчивого развития, основанную на
общих эволюционных законах природы и общества.
Как уже рассмотрено выше словосочетание «устойчивое
развитие» вошло в лексикон в конце XX в. В 1983 г. была создана
«Международная комиссия ООН по окружающей среде и разви-
тию». Ее возглавила премьер-министр Норвегии Гру Харлем
Брунтланд. В 1987 г. Комиссия представила доклад «Наше общее
будущее», в котором красной нитью прошло понятие «устойчивое
развитие», ставшее в 1992 г. основным документом всемирного
экологического форума в Рио-де-Жанейро.
Смысл этого понятия очень широк. В докладе «Комиссии
Брунтланд» устойчивым названо удовлетворяющее нынешние
потребности и не ставящее под угрозу возможность их удовле-
творения для будущих поколений. Таким образом, определение
имело экономический смысл, и с охраной природы напрямую не
связывалось. В настоящее время существует около 160 определе-
ний «устойчивого развития». Это говорит о необычайной много-
плановости, объемности, эластичности категории. Речь может
идти о параметрах устойчивости экономической, социальной, по-
литической системы, или всей общественной системы в целом,
или региональной, или международной системы. В начале ХХI в.
человечеству, исстрадавшемуся от войн, революций, конфликтов
очень импонируют поиски стабильности, равновесия, эволюци-
онности. Трудно не согласиться с рядом авторов, считающих «ус-
тойчивое развитие» подобно «философскому камню» или «веч-
ному двигателю». Однако несмотря на их иррациональность в
поисках, даже если сегодня устойчивое развитие выглядит утопи-
ей, его обсуждение необходимо, чтобы в общественном сознании
укоренился тезис: у этой концепции нет альтернативы. Перефра-
зируя Э. Тоффлера, можно сказать, что появление ценностей
новой цивилизации – это единственный, по-настоящему
эволюционный процесс, происходящий на наших глазах.
Предпосылки формирования ценностей новой глобальной циви-
лизации складываются во многих областях современного социо-
культурного процесса и научно-технического развития, но осо-
15
бое место здесь занимают, на наш взгляд, концепция устойчиво-
го развития и экологическая этика.
Тема 2. Предпосылки и этапы формирования концепции
устойчивого развития как цивилизационного императива
По ходу развития цивилизации перед человечеством неод-
нократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного
характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода
«инкубационный период» современных глобальных проблем. В
полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и,
в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже
двух веков и даже тысячелетий. Они были вызваны к жизни целым
комплексом причин, отчетливо проявившихся именно в этот пери-
од. В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало
количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, на-
ращивая тем самым силу «демографического пресса». Никогда до
этого человечество не вступало в период научно-технической ре-
волюции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не
открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспе-
чения не требовалось такого количества природных ресурсов, и
возвращаемые им в окружающую среду отходы тоже не были столь
велики.
В 80-х гг. русский ученый Ю.Н. Гладков классифицировал и
выделил довольно интересным способом основные глобальные
проблемы человечества:
• наиболее «универсальные» проблемы политического и со-
циально-экономического характера (предотвращение ядерной
войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития ми-
рового сообщества и повышение уровня организованности и
управляемости им);
• проблемы преимущественно природно-экономического харак-
тера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная,
Мирового океана);
• проблемы преимущественно социального характера (демогра-
люционную концепцию устойчивого развития, основанную на бое место здесь занимают, на наш взгляд, концепция устойчиво- общих эволюционных законах природы и общества. го развития и экологическая этика. Как уже рассмотрено выше словосочетание «устойчивое развитие» вошло в лексикон в конце XX в. В 1983 г. была создана Тема 2. Предпосылки и этапы формирования концепции «Международная комиссия ООН по окружающей среде и разви- устойчивого развития как цивилизационного императива тию». Ее возглавила премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд. В 1987 г. Комиссия представила доклад «Наше общее По ходу развития цивилизации перед человечеством неод- будущее», в котором красной нитью прошло понятие «устойчивое нократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного развитие», ставшее в 1992 г. основным документом всемирного характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода экологического форума в Рио-де-Жанейро. «инкубационный период» современных глобальных проблем. В Смысл этого понятия очень широк. В докладе «Комиссии полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и, Брунтланд» устойчивым названо удовлетворяющее нынешние в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже потребности и не ставящее под угрозу возможность их удовле- двух веков и даже тысячелетий. Они были вызваны к жизни целым творения для будущих поколений. Таким образом, определение комплексом причин, отчетливо проявившихся именно в этот пери- имело экономический смысл, и с охраной природы напрямую не од. В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало связывалось. В настоящее время существует около 160 определе- количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, на- ний «устойчивого развития». Это говорит о необычайной много- ращивая тем самым силу «демографического пресса». Никогда до плановости, объемности, эластичности категории. Речь может этого человечество не вступало в период научно-технической ре- идти о параметрах устойчивости экономической, социальной, по- волюции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не литической системы, или всей общественной системы в целом, открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспе- или региональной, или международной системы. В начале ХХI в. чения не требовалось такого количества природных ресурсов, и человечеству, исстрадавшемуся от войн, революций, конфликтов возвращаемые им в окружающую среду отходы тоже не были столь очень импонируют поиски стабильности, равновесия, эволюци- велики. онности. Трудно не согласиться с рядом авторов, считающих «ус- В 80-х гг. русский ученый Ю.Н. Гладков классифицировал и тойчивое развитие» подобно «философскому камню» или «веч- выделил довольно интересным способом основные глобальные ному двигателю». Однако несмотря на их иррациональность в проблемы человечества: поисках, даже если сегодня устойчивое развитие выглядит утопи- • наиболее «универсальные» проблемы политического и со- ей, его обсуждение необходимо, чтобы в общественном сознании циально-экономического характера (предотвращение ядерной укоренился тезис: у этой концепции нет альтернативы. Перефра- войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития ми- зируя Э. Тоффлера, можно сказать, что появление ценностей рового сообщества и повышение уровня организованности и новой цивилизации – это единственный, по-настоящему управляемости им); эволюционный процесс, происходящий на наших глазах. Предпосылки формирования ценностей новой глобальной циви- • проблемы преимущественно природно-экономического харак- лизации складываются во многих областях современного социо- тера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, культурного процесса и научно-технического развития, но осо- Мирового океана); • проблемы преимущественно социального характера (демогра- 14 15
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »