Вопросы устойчивого и безопасного развития экономики региона. Чимитова А.Б - 9 стр.

UptoLike

16
фическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравст-
венности, дефицита демократии и охраны здоровья, а так же террориз-
ма, в какой-то мере);
проблемы смешанного характера, нерешенность которых не-
редко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты,
преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);
проблемы чисто научного характера (освоение космоса, иссле-
дование внутреннего строения Земли, долгосрочное прогнозирование
климата и др.);
«малые проблемы» опять-таки «синтетического характера»,
сопровождающие все развитие человеческой цивилизации (бюрокра-
тия, эгоцентризм и т.п.).
Действительно, в начале третьего тысячелетия человечест-
во находится в опасном и сложном положении: продолжается
уничтожение природы, усугубляется неравенство (и несправед-
ливость) в мире людей, расширяются масштабы потребительст-
ва, прогрессирует «аксиологическая слепота», обостряется про-
тиворечие между человеком и техникой.
Непреходящее значение стратегии устойчивого развития
состоит в том, что она представляет собой первый концептуаль-
ный опыт моделирования справедливого мирового порядка. В
основе концепции устойчивого развития лежит представление о
человечестве как единой глобальной общности. Следовательно,
устойчивое развитие нельзя рассматривать вне глобального ци-
вилизационного контекста. Через пространства цивилизации
конкретные общества выходят за свои пределы и включаются в
глобальное сообщество, получая от него импульсы к собствен-
ному развитию. Огромное внутреннее многообразие и длитель-
ная временная протяженность мировой цивилизации обеспечи-
вают возможность глобального устойчивого развития. В сою
очередь, концепция устойчивого развития вносит существенные
коррективы в процесс современной цивилизационной трансфор-
мации, меняя ее исторический вектор и смысл.
Исследователи, первыми поставившие вопрос об устойчи-
вом развитии, с самого начала связывали его с необходимостью
17
социальных изменений. Этот тезис присутствовал в докладе
«Пределы роста», представленном Д. Медоузом и его группой
Римскому клубу. В своих заключительных выводах они конста-
тировали: технические изменения могут отдалить наступление
«режима превышения предельных состояний», но не могут его
предотвратить; поэтому технические изменения должны быть
дополнены социальными, сознательным ограничением роста. В
докладе упоминается о «новом обществе», в основе которого
лежали бы «равенство и справедливость», однако Д. Медоуз и
его соавторы не стали тогда развивать эту тему, ссылаясь на то,
что «не существует формальной модели социальных условий
состояния равновесия человеческого общества».
В конце 80х-гг. XX в. в зарубежной литературе в области
экономики и экологии, социологии и политологии, глобалистики
и права, как, впрочем, и в других гуманитарных науках, широкое
распространение получил термин «устойчивое развитие», кото-
рым обозначалось социально-экономическое и экологическое
развитие, направленное на сохранение мира на всей планете, на
разумное удовлетворение потребностей людей при одновремен-
ном улучшении качества жизни ныне живущих и будущих поко-
лений, на бережное пользование ресурсов планеты и сохранение
природной среды. Стержнем данной концепции является, во-
первых, постулат о том, что развитие экономики может быть и
должно быть таким, чтобы не сопровождалось опасным загряз-
нением и разрушением природной среды; во-вторых, признание
единства и многообразия вариантов социально-экономического
и экологического развития различных стран и народов; в-
третьих, утверждение примата гармонии в отношениях между
людьми, между обществом и природой; в-четвертых, убеждение
в том, что в основе социально-экономического развития должна
лежать свобода, а не насилие, гуманизм, а не вражда.
Впервые понятие устойчивого развития в международный
обиход вошло в 1987 году после опубликования и одобрения
Генеральной ассамблеей ООН доклада Комиссии по окружаю-
щей среде и развитию, возглавляемой премьер-министром Нор-
вегии Г.Х. Брунтланд. Сам терминустойчивое развитие про-
фическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравст-        социальных изменений. Этот тезис присутствовал в докладе
венности, дефицита демократии и охраны здоровья, а так же террориз-   «Пределы роста», представленном Д. Медоузом и его группой
ма, в какой-то мере);                                                 Римскому клубу. В своих заключительных выводах они конста-
      • проблемы смешанного характера, нерешенность которых не-       тировали: технические изменения могут отдалить наступление
редко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты,       «режима превышения предельных состояний», но не могут его
                                                                      предотвратить; поэтому технические изменения должны быть
преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);
                                                                      дополнены социальными, сознательным ограничением роста. В
      • проблемы чисто научного характера (освоение космоса, иссле-
                                                                      докладе упоминается о «новом обществе», в основе которого
дование внутреннего строения Земли, долгосрочное прогнозирование      лежали бы «равенство и справедливость», однако Д. Медоуз и
климата и др.);                                                       его соавторы не стали тогда развивать эту тему, ссылаясь на то,
      • «малые проблемы» опять-таки «синтетического характера»,       что «не существует формальной модели социальных условий
сопровождающие все развитие человеческой цивилизации (бюрокра-        состояния равновесия человеческого общества».
тия, эгоцентризм и т.п.).                                                   В конце 80х-гг. XX в. в зарубежной литературе в области
      Действительно, в начале третьего тысячелетия человечест-        экономики и экологии, социологии и политологии, глобалистики
во находится в опасном и сложном положении: продолжается              и права, как, впрочем, и в других гуманитарных науках, широкое
уничтожение природы, усугубляется неравенство (и несправед-           распространение получил термин «устойчивое развитие», кото-
ливость) в мире людей, расширяются масштабы потребительст-            рым обозначалось социально-экономическое и экологическое
ва, прогрессирует «аксиологическая слепота», обостряется про-         развитие, направленное на сохранение мира на всей планете, на
тиворечие между человеком и техникой.                                 разумное удовлетворение потребностей людей при одновремен-
      Непреходящее значение стратегии устойчивого развития            ном улучшении качества жизни ныне живущих и будущих поко-
состоит в том, что она представляет собой первый концептуаль-         лений, на бережное пользование ресурсов планеты и сохранение
ный опыт моделирования справедливого мирового порядка. В              природной среды. Стержнем данной концепции является, во-
основе концепции устойчивого развития лежит представление о           первых, постулат о том, что развитие экономики может быть и
человечестве как единой глобальной общности. Следовательно,           должно быть таким, чтобы не сопровождалось опасным загряз-
устойчивое развитие нельзя рассматривать вне глобального ци-          нением и разрушением природной среды; во-вторых, признание
вилизационного контекста. Через пространства цивилизации              единства и многообразия вариантов социально-экономического
конкретные общества выходят за свои пределы и включаются в            и экологического развития различных стран и народов; в-
глобальное сообщество, получая от него импульсы к собствен-           третьих, утверждение примата гармонии в отношениях между
ному развитию. Огромное внутреннее многообразие и длитель-            людьми, между обществом и природой; в-четвертых, убеждение
ная временная протяженность мировой цивилизации обеспечи-             в том, что в основе социально-экономического развития должна
вают возможность глобального устойчивого развития. В сою              лежать свобода, а не насилие, гуманизм, а не вражда.
очередь, концепция устойчивого развития вносит существенные                 Впервые понятие устойчивого развития в международный
коррективы в процесс современной цивилизационной трансфор-            обиход вошло в 1987 году после опубликования и одобрения
мации, меняя ее исторический вектор и смысл.                          Генеральной ассамблеей ООН доклада Комиссии по окружаю-
      Исследователи, первыми поставившие вопрос об устойчи-           щей среде и развитию, возглавляемой премьер-министром Нор-
вом развитии, с самого начала связывали его с необходимостью          вегии Г.Х. Брунтланд. Сам термин “устойчивое развитие” про-
                               16                                                                   17