История Тамбовского края: философские традиции. Чуфистова Л.И - 14 стр.

UptoLike

Рубрика: 

дении жизни на лекции под названием «Начало и вечность жизни», которую он прочел в 1921 г. Идея о
«живом веществе» явилась новаторской, утверждает Вернадский. С точки зрения философа, необходи-
мо преодолеть инерцию мышления. Наша мысль находится в плену христианской традиции, с ее уста-
новкой на начало, зарождение, в отличие, например, от индийской, где идеи начала нет. Эксперимен-
тальные данные подтверждают принцип Пастера-Реди: «все живое только от живого». Жизнь вечна, за-
ключает Вернадский. Ученый представляет доказательства. Живое вещество, в отличие от косных тел,
обладает особым пространственным свойствомдиссимметрией, т.е. углубленной ассиммертией. Для
живого вещества в его кристаллической структуре не характерны кубы, шары и другие правильные
симметричные фигуры. На любых уровнях от молекулы до организма оно строится ассиметричными
конструкциями: закруглениями, спиралями и т.д. Диссиметрия обозначает неравенство левых и правых
фигур в образованиях живых тел. Например, ДНК всегда закручена влево, неодинаковы функции полу-
шарий человеческого мозга и т.д. Исходя из законов природы, при любых синтезах должно образовы-
ваться равное количество левых и правых фигур. Такое пространство и вещество называется рацемиче-
ским. В живом организме его нет. Переход от рацемических синтезов к диссимметрическим синтезам
запрещен законами природы. Согласно принципу Кюридиссимметрия следствия должна иметь дис-
симметричную причину.
Это свойство живых систем считается загадочным, о его происхождении высказываются различные
гипотезы. Однако, если с точки зрения Вернадского признать несотворенность жизни, ее вечность, то
никакой таинственности в диссимметрии нет. Диссимметрия как основное свойство пространственного
строения живого вещества не возникала, она была всегда. Согласно Вернадскому, диссимметрия пере-
водит понятие вечности жизни из умозрительной плоскости в доказательную.
Оправдала себя гипотеза ученого о том, что мы не найдем в земной коре, т.е. в геологическом про-
шлом, слоев, свободных от влияния жизни. Палеонтологи находят следы жизни в толщах возрастом 3,8
млрд. лет, а геохимия открывает биогенность углерода самых древних пород, где возраст жизни срав-
ним уже с космическими сроками существования Вселенной, что подтверждает центральную идею
Вернадского о вечности и космичности жизни.
Будучи типичным представителем философии космизма
В.И. Вернадский развитие ноосферы, как грядущее царство разума, связывает с идеей бессмертия чело-
вечества. Человек, активно перестраивающий мир, должен изменить и свою собственную природу, ибо
нравственное совершенствование возможно только вместе с физическим усовершенствованием, осво-
бождением от тех природных качеств, которые заставляют человека пожирать, вытеснять, убивать и са-
мому умирать. Реализацию будущего идеала Вернадский видит в автотрофности (самопитании) челове-
чества: «Из всего охвата фактов, точно установленных, мне кажется, вытекает, что этим будущим явля-
ется автотрофность человечестваболее простыми словами, независимость его существования от ок-
ружающего живого веществарастений и животных. Мы знаем сейчас два типа организмов, независи-
мых в своем существовании, питании, – зеленые растения и некоторые бактерии. Человек и все осталь-
ные существав своем питаниисвязаны с другою жизнью. Зеленые растения и некоторые бактерии
могут получать все им нужное для жизни непосредственно из минерального царства. …Человечество
быстро идет к такой автотрофности: научным исканием оно подходит к решению задачи добычи пищи
помимо живых организмов. Мне кажется это неизбежным следствием хода планетного существования.
Автотрофное человечество увеличит до чрезмерности с нашей обыденной точки зрения свою силу и с
точки зрения геологической силы достигнет большего равновесия»
23
.
Непреходящее значение философских идей В.И. Вернадского состоит в осознании жизни как кос-
мического явления, ответственности человечества за дальнейшую эволюцию живого вещества планеты
и всего Космоса.
Список рекомендуемой литературы
1 Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989.
23
«Я верю в силу свободной мысли…». Письма В.И. Вернадского И.И. Петрункевичу // Новый мир. 1989. 12. С. 211.