История Тамбовского края: философские традиции. Чуфистова Л.И - 19 стр.

UptoLike

Рубрика: 

смятение. Возникают землетрясения, смерчи, наводнения, засухи. На человечество обрушиваются
«эпидемические катастрофы»: усиленно размножаются вирусы, бактерии. Чижевского по праву счита-
ют основателем космической биологии, изучающей зависимость всех функций живого от деятельности
Солнца и ширеот состояния космоса. Эта новая наука детализировалась в последующем в различные
отрасликосмомикробиологию, космоэпидемиологию.
Резкое усиление солнечных потоков приводит через воздействие на нервную и гормонально-
эндокринную систему индивидуальных организмов к повышению коллективной возбудимости. По тео-
рии Чижевского, «бомбардировка» Земли солнечными агентами переводит потенциальную нервную
энергию целых групп людей в кинетическую, требующую разрядки в действии. Когда нет объединяю-
щей «идеи», то общая нервная возбудимость может вылиться в аномальное поведение: преступность,
психические «поветрия», истерии разного рода. Можно отметить, что все знаменитые мировые револю-
ционные события 1789, 1830, 1848, 1870, 1905, 1917, 1941 гг. и наш «перестроечный» 1989 г. со всеми
его политическими катаклизмами приходится на время интенсивного пятнообразования на солнце.
«Можно представить себе, – рассуждает А.Л. Чижевский, – исторический процесс как процесс энерге-
тический, как процесс превращения на Земле лучистой энергииСолнца. Трудно согласиться с любым
отдельно взятым толкованием, но нельзя не согласиться с общею суммою их. Так, «экономика» не оп-
ределяет «психику», как «бытие» не определяет «сознание», а, влияя на наиболее общий элемент «пси-
хикисознания», определяет в известной мере их содержание в каждый данный момент по отношению
к ряду явлений. Так же и внешняя природа воздействия на психику при помощи физико-химических и
биофизико-химических факторов определяет настроенность, тонус психики, что в свою очередь отражает-
ся на социальных отношениях, увеличивая или понижая «социальную раздражимость», ускоряя или замед-
ляя темп общественной жизни.
Таким образом, и экономика, и психология, и внешние влияниявсе это в своей совокупности создает
причины, обусловливающие возникновение исторических явлений. Важно то, что в сознании ученых
укрепилась идея о причинной обусловленности всех в мире явлений вообще и социально-исторических
явлений в частности.
И, только оставаясь на почве взаимной связи всех разноименных, но параллельных и однозначащих ут-
верждений, причинно связанных друг с другом, можно приблизиться к отысканию в истории тех зако-
номерностей, которые стоят в гармонической связи с общим строем природы и человеческим общест-
вом»
31
.
Чижевский А.Л., размышляя о неизмеримой бесконечности космоса, стремился проникнуть в под-
линные сокровенные глубины природы и приблизиться к постижению основ мироздания. Хаос или гар-
мония управляет всем происходящим в мире; смертна или бессмертна, случайна или вездесуща жизнь?
вопрошает мыслитель-космист. Для разрешения данных вопросов следует принять новые принципы ис-
следования и пойти новыми неизведанными путями.
Свою точку зрения на мир Чижевский называет критическим реализмом. И задача философии, пре-
жде всего, видится им как возможность выразить совершенным образом действительность во всей ее
полноте и целостности.
Ученый воскрешает идеи неоплатоников о едином мировом субстрате и идею пифагорейцев о еди-
ном правящем мировом принципе. Так у Плотина в трактате «Об умопостигаемой красоте» мы находим
высказывания, созвучные Чижевскому: «В нашем чувственном мире одно частичное явление порожда-
ется другим, и каждое остается изолированным; там же (в умопостигаемом мире) целое порождает свои
части, и при этом части существуют вместе с целым. Правда и там часть кажется частью, но проница-
тельный взор видит в ней целое…»
32
. Русский философ-космист так же видит цель естественно-
научного исследования прежде всего в том, чтобы найти связи между различными явлениями природы,
ибо «человеческому духу свойственно неискоренимое желание разгадать внутреннюю сущность вещей и
дали неба, простертого пред его взорами»
33
.
31
Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. М., 1995. С. 671.
32
Плотин. Сочинения. СПб., 1995. С. 343.
33
Чижевский А.Л. Основное начало мироздания. Система космоса. Проблемы // Духовное созерцание. 1997. 1 – 2. С. 107.