История Тамбовского края: философские традиции. Чуфистова Л.И - 20 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Ритм и гармония являются проявлением универсальных законов, управляющих таинственными си-
лами природы. Чижевский формулирует фундаментальный закон мирозданиявсеобщий принцип кру-
гооборота, который устанавливает факт общности всех явлений природы. Его философская концепция
пронизана идеей вечного возрождения и бессмертия Вселенной, в которой властвует целесообразность и
гармония. «Гармония является важнейшим пробным камнем вероятности всякого учения, – утверждает А.Л.
Чижевский. Принцип этот и есть – principium universale circulationis – т.н. всеобщий принцип кругооборо-
та. Поэтому все нижеизлагаемые проблемы объединены общей идеею: Палигенезиса, Вечного Возрож-
дения, Вечного КруговоротаБессмертия Космоса!
На каждом шагу мы невольно сталкиваемся с этой идеею. Само наше существование говорит за то,
что космос уже неисчислимое количество раз восстанавливал себя из самого себя, иначе он давно уже
завершил путь своей жизни и умер. Космос не знает истощения, ему присуща вечная жизнь, обуслов-
ленная ритмом, отбиваемым колоссальным космическим маятником. Только одно колебание этого ве-
ликого маятника заключает всю бездну времени, исчисляемую нами от начала до конца мироздания,
которое при следующем колебании начинает свое следующее возрождение и такбез конца! Может
быть это принцип, проводимый природою во всех своих проявлениях, и есть та удивительная, затаенная
в сокровенных основах мироздания, простота, которую предчувствовали древние, воспели поэты и о
которой говорили нам философы. Или это, может быть, и есть та великая мировая Гармония, которая
одинаково одуховоряет, движет согласно непреложных законов по непреложным путям, как самые
грандиозные, так и самые ничтожные, еле ощутимые процессы»
34
.
В данном фрагменте мы встречаем одну из центральных идей А.Л. Чижевского. Идею, согласно ко-
торой мировая гармония обусловлена ритмами космической эволюции. Закону ритма подчиняется ряд
самых распространенных явлений макро- и микрокосмического характера. Необходимо отметить, идея
ритма в концепции А.Л. Чижевского имеет своим истоком не только античную, но и восточную фило-
софскую мысль. «Астрология, – заявляет А.Л. Чижевский, – потерпела поражение, но ее основной
принцип не перестал существовать, наоборот, получил еще более всеобъемлющее и непреложное зна-
чение для всех вещей и явлений мира.
Пока мы исключали человеческую личность из общего строя природы, наделяя ее свободной волей,
независимой от механики Вселенной, мы не могли поднять вопроса о синтезе древнего догмата духов-
ной симпатии с принципом всемирной механической зависимости. Но новейшая наука о природе чело-
века судит об этом не так. Открывается все большее число нитей, связывающих наше поведениепро-
явление нашей высшей нервной деятельностис космическими и геофизическими явлениями окру-
жающего мира. Пусть мы не признаем более основного постулата древней астрологиивсемирной
симпатии, отрицая влияния небесных тел на нашу судьбу и состояние нашего духа, но мы инстинктивно
сознаем наше непреодолимое влечение к симпатизирующей природе. Мы видим, что вопреки имею-
щимся у нас доказательствам существуют различные нити, связывающие нас с миром, нити настолько
тонкие, что наше сознание не умеет улавливать их... Но чем более увеличивается сфера человеческого
опыта, чем больше в науке накапливается фактов, свидетельствующих о влиянии среды на личность, на
ее развитие и поведение, тем этот принцип астрологии приобретает в наших глазах все большее значе-
ние, как наивная и одновременно величайшая догадка древних об основных свойствах нашего мира, ос-
нованного на принципах монизма Космоса!!! Невольно вспоминаются слова Лейбница (1646 – 1716 гг.)
– «Мировая связь в природе подобна тонкой, бесконечной, перепутанной ткани, в которой каждая часть
бесконечными нитями связана со всеми прочими»
35
.
Удивительно, но самые заветные мысли русского философа наиболее близки важнейшим принципам
Герметической философиивибрации и ритма: «Далее мы можем сказать, что массовая деятельность
человечества построена по типу правильного чередования напряжений и расслаблений, экзальтации и
депрессий, работы и отдыха и что чередование это стоит в функциональной зависимости от степени на-
пряжения в деятельности Солнца»
36
.
Большую симпатию вызывало у Чижевского сложившееся в умах древних мудрецов, еще за тыся-
34
Чижевский А.Л. Основное начало мироздания. Система космоса. Проблемы // Духовное созерцание. 1997. 1 – 2. С. 108 –
109.
35
Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. М., 1995. С. 503 – 504.
36
Там же. С. 312.