Немецкая литература начала XIX века. Романтизм. Чугунов Д.А. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
Краткая теоретическая информация по теме:
Уже в 18 веке в европейских странах выявились тенденции, обещавшие
грядущий «романтический переворот» , который и состоялся в Германии,
Франции, Англии на рубеже веков. Самую суть романтизма, проводившего
идею недостижимой цели , вечно манящей поэта , составляли зыбкость ,
текучесть человеческих переживаний. Подобно философским системам Фихте
и Шеллинга , романтизм рассматривал материю как производное духа, считая,
что творчество есть символический язык вечного , а раскрытие совокупной
гармонии бытия возможно лишь в полном постижении природы (научном и
чувственном). Повлияли на формирование романтизма и сильные
пантеистические, мистические тенденции.
Если идеалом Гёте и Шиллера была далекая классическая Греция, то у
романтиков «потерянным духовным раем» стало Средневековье. Множество
исследований тех лет было посвящено истории, литературе, языкам и
мифологии Средних веков. Для многих средневековый мир стал подлинным
открытием , как, например , для Ваккенродера и Тика . Этот эстетический опыт,
подготавливавший специфически романтическую концепцию искусства ,
отразился в их общей книге «Сердечные излияния монаха, любителя искусств»
(1797).
Самым видным теоретиком романтизма был Фридрих Шлегель. Его
эстетические и историко - философские работы о культуре Европы и Индии
оказали огромное воздействие на всю литературную критику , в том числе и
далеко за пределами Германии. Именно он стал идеологом журнала «Атеней»
(«Atheneum»). Его брат Август Вильгельм тоже был чрезвычайно одаренным
критиком. Его взгляды, например , оказали влияние на формирование
мировоззренческой концепции английского поэта Кольриджа и вообще
способствовали распространению идей немецкого романтизма в Европе.
Среди ранних романтиков самым одаренным был Новалис, чей
незаконченный роман «Генрих фон Офтердинген» завершается символической
волшебной сказкой об освобождении материи через дух и утверждением
мистического единства всего сущего . Это произведение составило
принципиальный романтический контраст гётевским «Годам учения
Вильгельма Мейстера». Другим известнейшим автором того времени стал
Людвиг Тик. Его «Жизнь и смерть св. Геновевы» (1799) и «Кот в сапогах»
(1797) весьма украсили в целом скудную романтическую драматургию.
Теоретическая основа , заложенная ранними романтиками , обеспечила
необычайную литературную продуктивность следующего поколения. Именно в
это время были написаны знаменитые лирические стихотворения, положенные
на музыку Шубертом, Шуманом, Вольфом, и чарующие литературные сказки .
Слабо развивалась только драматургия, хотя пьеса « 24 февраля» (1815) Вернера
вызвала моду на т. н. «трагедии рока» , в которых темные силы подсознания
правили судьбой индивида.
                                                   4


       Кра т ка я т е оре т и че ска я и нф орм а ци я пот е м е :

         У ж е в 18 веке в европейски х странах вы яви ли сь тенд енци и , обещ авш и е
гряд у щ и й «романти чески й переворот», которы й и состоялся в Германи и ,
Ф ранци и , А нгли и на ру беж е веков. С аму ю су ть романти зма, провод и вш его
и д ею нед ости ж и мой цели , вечно манящ ей поэта,          составляли зы бкость,
теку честь человечески х переж и вани й. Под обно ф и лософ ски м си стемам Ф и хте
и Ш елли нга, романти зм рассматри вал матери ю какпрои звод ное д у ха, счи тая,
что творчество есть си мволи чески й язы к вечного, а раскры ти е совоку пной
гармони и бы ти я возмож но ли ш ь в полном пости ж ени и при род ы (нау чном и
чу вственном). Повли яли на ф орми ровани е романти зма и си льны е
пантеи сти чески е, ми сти чески етенд енци и .
         Е сли и д еалом Гё те и Ш и ллера бы ла д алекая класси ческая Греци я, то у
романти ков «потерянны м д у ховны м раем» стало С ред невековье. М нож ество
и сслед овани й тех лет бы ло посвящ ено и стори и , ли терату ре, язы кам и
ми ф ологи и С ред ни х веков. Д ля многи х сред невековы й ми р стал под ли нны м
откры ти ем, как, напри мер, д ля В аккенрод ера и Т и ка. Э тот эстети чески й опы т,
под готавли вавш и й специ ф и чески романти ческу ю концепци ю и ску сства,
отрази лся в и х общ ей кни ге«С ерд ечны е и зли яни я монаха, лю би теля и ску сств»
(1797).
         С амы м ви д ны м теорети ком романти зма бы л Ф ри д ри х Ш легель. Е го
эстети чески е и и стори ко-ф и лософ ски е работы о ку льту ре Е вропы и И нд и и
оказали огромное возд ействи е на всю ли терату рну ю кри ти ку , в том чи сле и
д алеко за пред елами Германи и . И менно он стал и д еологом ж у рнала «А теней»
(«Atheneum»). Е го брат А вгу ст В и льгельм тож е бы л чрезвы чайно од аренны м
кри ти ком. Е го взгляд ы , напри мер, оказали вли яни е на ф орми ровани е
ми ровоззренческой концепци и англи йского поэта К ольри д ж а и вообщ е
способствовали распространени ю и д ей немецкого романти зма вЕ вропе.
         С ред и ранни х романти ков самы м од аренны м бы л Новали с, чей
незаконченны й роман «Генри х ф он О ф терд и нген» заверш ается си мволи ческой
волш ебной сказкой об освобож д ени и матери и через д у х и у тверж д ени ем
ми сти ческого ед и нства всего су щ его. Э то прои звед ени е состави ло
при нци пи альны й романти чески й контраст гё тевски м «Год ам у чени я
В и льгельма М ейстера». Д ру ги м и звестнейш и м автором того времени стал
Л ю д ви г Т и к. Е го «Ж и знь и смерть св. Геновевы » (1799) и «К от в сапогах»
(1797) весьма у краси ли в целом ску д ну ю романти ческу ю д рамату рги ю .
         Т еорети ческая основа, залож енная ранни ми романти ками , обеспечи ла
необы чайну ю ли терату рну ю прод у кти вность след у ю щ его поколени я. И менно в
это время бы ли напи саны знамени ты е ли ри чески е сти хотворени я, полож енны е
на му зы ку Ш у бертом, Ш у маном, В ольф ом, и чару ю щ и е ли терату рны е сказки .
С лабо разви валась только д рамату рги я, хотяпьеса «24 ф евраля» (1815) В ернера
вы звала мод у на т.н. «трагед и и рока», в которы х темны е си лы под сознани я
прави ли су д ьбой и нд и ви д а.