ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
6
2. Теоретики романтизма А .В . Шлегель („О поэзии и
искусстве“ и „О драматическом искусстве“ ) и Ф . Шлегель („О школах
греческой поэзии“).
3. Связь романтизма с оккультизмом.
Моменты межнационального литературного взаимодействия или
типологического сходства в сравнении с другими литературами Европы:
1. Путешествия иностранных писателей в Германию на рубеже XVIII-
XIX веков для знакомства с романтической школой и философией .
2. Эллинизм и увлечение классической древностью на рубеже XVIII-
XIX веков.
Краткая теоретическая информация по теме:
Философский стиль романтиков оформлялся под воздействием целого
ряда факторов. Наиболее существенным из них был, пожалуй, отход от
риторической культуры , доминировавшей вплоть до второй половины XVIII в.
Деятельность романтиков приходится как раз на этот слом в историко -
культурном развитии, они были первыми в своих принципиально новых
манифестах , но в то же время и последними свидетелями уходящей огромной
системы , определявшей и мировидение, и стили , и вкусы . Они еще застали
Клопштока ! Им еще было ведомо профессиональное удовольствие от
грамотной работы с фигурами речи и узнавания классических приемов
доказательства. Ведь школа – основной проводник риторической культуры на
протяжении XVIII века – дала им необходимый минимум, а братья Шлегели к
тому же получили образование филологов-классиков, и этот солидный груз
учености , несомненно, повлиял на манеру мышления: даже в самых ранних
трудах братьев, при всей их задиристости , нет легковесности , школярских
загибов, напротив, чувствуется некоторый педантизм – следствие
академической выучки .
Сдавая основные позиции в литературном движении, риторика , однако ,
продолжала существовать в определенных бытовых жанрах : например , деловые
письма Новалиса – типичные ритуальные эпистолы со всеми полагающимися
завитушками ; риторичны многие назидательные послания младшим братьям и
сестрам или гимнические тирады к Шиллеру , не говоря уже о разнообразных
стихотворениях «на случай» (благодарность, поздравление, ода), которые
получали его знакомые. Или взять , скажем , традицию домашних игр с
угадывание латинских цитат, шуточные переводы на древние языки ,
«мифологические» костюмы (девушка - Психея) – все это было в ходу и среди
йенцев.
В области эстетики и философии риторическая культура оставила им в
наследство логический рационализм, в XVIII в. распространенный главным
6 2. Т еорети ки романти зма А .В . Ш легель („О поэзи и и и ску сстве“ и „О д рамати ческом и ску сстве“ ) и Ф . Ш легель („О ш колах греческой поэзи и “ ). 3. С вязь романти зма сокку льти змом. М ом е нт ы м е жна ци она льного ли т е ра т у рного вза и м оде йст ви я и ли т и пологи че скогосходст ва всра внени и с дру ги м и ли т е ра т у ра м и Европы : 1. Пу теш естви я и ностранны х пи сателей вГермани ю на ру беж еXVIII- XIX вековд лязнакомства сроманти ческой ш колой и ф и лософ и ей. 2. Э лли ни зм и у влечени е класси ческой д ревностью на ру беж е XVIII- XIX веков. Кра т ка я т е оре т и че ска я и нф орм а ци я пот е м е : Ф и лософ ски й сти ль романти ков оф ормлялся под возд ействи ем целого ряд а ф акторов. Наи более су щ ественны м и з ни х бы л, пож алу й, отход от ри тори ческой ку льту ры , д оми ни ровавш ей вплоть д о второй полови ны XVIII в. Д еятельность романти ков при ход и тся как раз на этот слом в и стори ко- ку льту рном разви ти и , они бы ли первы ми в свои х при нци пи ально новы х мани ф естах, но в то ж е время и послед ни ми сви д етелями у ход ящ ей огромной си стемы , опред елявш ей и ми рови д ени е, и сти ли , и вку сы . О ни ещ е застали К лопш тока! И м ещ е бы ло вед омо проф есси ональное у д овольстви е от грамотной работы с ф и гу рами речи и у знавани я класси чески х при емов д оказательства. В ед ь ш кола – основной провод ни кри тори ческой ку льту ры на протяж ени и XVIII века – д ала и м необход и мы й ми ни му м, а братья Ш легели к тому ж е полу чи ли образовани е ф и лологов-класси ков, и этот соли д ны й гру з у чености , несомненно, повли ял на манеру мы ш лени я: д аж е в самы х ранни х тру д ах братьев, при всей и х зад и ри стости , нет легковесности , ш колярски х заги бов, напроти в, чу вству ется некоторы й пед анти зм – след стви е акад еми ческой вы у чки . С д авая основны е пози ци и в ли терату рном д ви ж ени и , ри тори ка, од нако, прод олж ала су щ ествовать вопред еленны х бы товы х ж анрах: напри мер, д еловы е пи сьма Новали са – ти пи чны е ри ту альны е эпи столы со всеми полагаю щ и ми ся зави ту ш ками ; ри тори чны многи е нази д ательны е послани я млад ш и м братьям и сестрам и ли ги мни чески е ти рад ы кШ и ллеру , не говоря у ж е о разнообразны х сти хотворени ях «на слу чай» (благод арность, позд равлени е, од а), которы е полу чали его знакомы е. И ли взять, скаж ем, трад и ци ю д омаш ни х и гр с у гад ы вани е лати нски х ци тат, ш у точны е перевод ы на д ревни е язы ки , «ми ф ологи чески е» костю мы (д еву ш ка-Пси хея) – все это бы ло в ход у и сред и йенцев. В области эстети ки и ф и лософ и и ри тори ческая ку льту ра остави ла и м в наслед ство логи чески й раци онали зм, в XVIII в. распространенны й главны м
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »