ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
7
образом в заштампованных и усредненных вариантах . Хотя
логическому рационализму в начале XIX в. суждено было пережить последний
триумф благодаря Гегелю , в целом традиция завершалась . Литературный
неоклассицизм к середине XIX в. уже прочно оттеснен на периферию
культурного развития, а в области критики борьба еще шла довольно долго . В
романтическую эпоху критику в старом стиле поощрял главный оппонент
братьев Шлегелей Ф . Николаи , выпускавший известный журнал рецензий
«Всеобщая немецкая библиотека».
В логическом рационализме романтиков больше всего отталкивала
подневольность мышления, снимающая ответственность с думающего . Ведь
если с логикой и риторикой дело имеет не крупный автор, который все
преобразует и окрашивает своим видением , то средства нередко выходят из
повиновения и превращаются в самоцель, отбрасывая индивида с его
творческой волей на второстепенное место : слова автоматически склеиваются в
фигуры речи , смыслы складываются в силлогизмы , и та спрессованная веками
мудрость , которую мы именуем и используем в этих традиционных
сочленениях , даже не актуализируется по- настоящему в сознании. Именно
против такого усредненного рационализма, принудительно подключающего к
сложившейся традиции, к готовым законам ума и красоты , протестовали
романтики . Им хотелось остаться с вещами , смыслами , произведениями
искусства «один на один» , доверительно, без посредников. Тогда, при чистом
горизонте, представлялось им, возможно ответственное и свободное
размышление. (История науки показывает, что это желание остаться «один на
один» – философская утопия (последнее авторитетное доказательство этого в
наше столетие – феноменологическая редукция Гуссерля), столь же
неосуществимая, как стремление мышления избавиться от языка или создать
правильный рациональный язык, зеркально отражающий действительность ).
При столь радикальном настрое романтики вовсе не собирались (да и не
могли ) отказываться от маленьких хитростей , выработанных поколениями
людей духа, вроде кольцевой композиции, своевременного умолчания,
последовательного раскрытия идеи и т. д . В философии память на жанр
действует не слабее, чем в литературе, формальные приемы выживают при
полной смене категориальной парадигмы , подобно синтаксическим структурам
в языке на фоне исторически изменчивой лексики . Проблема состоит в
корректной оценке роли традиции: то , что сейчас нам кажется революцией в
культуре, складывалось из небольших сдвигов. Через мысль романтиков
проходили тысячелетние идеи - символы типа «мир-книга» или «великая цепь
бытия» , и они лишь слегка меняли акценты , вводили специфические нюансы ,
но это и составляет жизнь культуры . Разрыв с риторикой не мог быть
тотальным и потому , что риторическая система растянута во времени и
неоднородна. Хотя романтики ощущали потребность отмежеваться в
острополемической форме от предыдущего поколения средних рационалистов-
просветителей , они довольно нежно относились к Лессингу и Лейбницу , не
говоря уж о близких им средневековых и ренессансных авторах во главе с
Шекспиром.
7 образом в заш тампованны х и у сред ненны х вари антах. Х отя логи ческому раци онали зму в началеXIX в. су ж д ено бы ло переж и ть послед ни й три у мф благод аря Гегелю , в целом трад и ци я заверш алась. Л и терату рны й неокласси ци зм к серед и не XIX в. у ж е прочно оттеснен на пери ф ери ю ку льту рного разви ти я, а в области кри ти ки борьба ещ е ш ла д овольно д олго. В романти ческу ю эпоху кри ти ку в старом сти ле поощ рял главны й оппонент братьев Ш легелей Ф . Ни колаи , вы пу скавш и й и звестны й ж у рнал рецензи й «В сеобщ аянемецкаяби бли отека». В логи ческом раци онали зме романти ков больш е всего отталки вала под невольность мы ш лени я, сни маю щ ая ответственность с д у маю щ его. В ед ь если с логи кой и ри тори кой д ело и меет не кру пны й автор, которы й все преобразу ет и окраш и вает свои м ви д ени ем, то сред ства неред ко вы ход ят и з пови новени я и превращ аю тся в самоцель, отбрасы вая и нд и ви д а с его творческой волей на второстепенноеместо: слова автомати чески склеи ваю тсяв ф и гу ры речи , смы слы склад ы ваю тся в си ллоги змы , и та спрессованная веками му д рость, котору ю мы и мену ем и и спользу ем в эти х трад и ци онны х сочленени ях, д аж е не акту али зи ру ется по-настоящ ему в сознани и . И менно проти в такого у сред ненного раци онали зма, при ну д и тельно под клю чаю щ его к слож и вш ейся трад и ци и , к готовы м законам у ма и красоты , протестовали романти ки . И м хотелось остаться с вещ ами , смы слами , прои звед ени ями и ску сства «од и н на од и н», д овери тельно, без посред ни ков. Т огд а, при чи стом гори зонте, пред ставлялось и м, возмож но ответственное и свобод ное размы ш лени е. (И стори я нау ки показы вает, что это ж елани е остаться «од и н на од и н» – ф и лософ ская у топи я (послед нее автори тетное д оказательство этого в наш е столети е – ф еноменологи ческая ред у кци я Гу ссерля), столь ж е неосу щ естви мая, как стремлени е мы ш лени я и збави ться от язы ка и ли созд ать прави льны й раци ональны й язы к, зеркально отраж аю щ и й д ействи тельность). При столь рад и кальном настроероманти ки вовсене соби рали сь (д а и не могли ) отказы ваться от маленьки х хи тростей, вы работанны х поколени ями лю д ей д у ха, врод е кольцевой компози ци и , своевременного у молчани я, послед овательного раскры ти я и д еи и т. д . В ф и лософ и и память на ж анр д ейству ет не слабее, чем в ли терату ре, ф ормальны е при емы вы ж и ваю т при полной смене категори альной парад и гмы , под обно си нтакси чески м стру кту рам в язы ке на ф оне и стори чески и зменчи вой лекси ки . Проблема состои т в корректной оценке роли трад и ци и : то, что сейчас нам каж ется револю ци ей в ку льту ре, склад ы валось и з небольш и х сд ви гов. Ч ерез мы сль романти ков проход и ли ты сячелетни е и д еи -си мволы ти па «ми р-кни га» и ли «вели кая цепь бы ти я», и они ли ш ь слегка меняли акценты , ввод и ли специ ф и чески е ню ансы , но это и составляет ж и знь ку льту ры . Разры в с ри тори кой не мог бы ть тотальны м и потому , что ри тори ческая си стема растяну та во времени и неод нород на. Х отя романти ки ощ у щ али потребность отмеж еваться в острополеми ческой ф ормеот пред ы д у щ его поколени я сред ни х раци онали стов- просвети телей, они д овольно неж но относи ли сь к Л есси нгу и Л ейбни цу , не говоря у ж о бли зки х и м сред невековы х и ренессансны х авторах во главе с Ш експи ром.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »