ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Тема 1. Религия и философия Древней Индии
План:
1. Общие сведения о мировых религиях.
2. Общее представление о религиозных
системах Древней Индии.
3. Ведийский пантеон. Веды и
упанишады.
Краткое содержание лекции:
Все основные религии мира – буддизм,
христианство, конфуцианство, индуизм, ислам,
джайнизм, иудаизм, сикхизм, даосизм, зороастризм –
приносить помощь человечеству посредством духовной
практики, и стремятся к одинаковой цели – сделать
своих последователей лучше. Все религии учат нас не
лгать, не воровать, не убивать и т.п. Все религии дают
наставления для самосовершенствования. Все
нравственные наставления, сформулированные
великими учителями человечества, направлены на
воспитание бескорыстия. Далай-лама XIV считает, что
все религии, в сущности, одно и то же. Все
многообразие религий мира нужно для того, чтобы
обогащать человеческий опыт и мировую цивилизацию.
В середине I тыс. до н.э. господствующей формой
религии Индии был брахманизм (ведическая религия).
Одним из основных положений оставалось учение о
переселении душ и о законе возмездия (карма), который
определял формы переселения душ. Эти положения
сделались центральными и для большинства других
религиозных систем Индии, не исключая и буддизм.
Одним из главных предметов борьбы между
различными течениями было то или иное понимание
самой души, причин перерождения и конечной его
цели, спасения.
Первоначально свое выражение идеи
брахманизма нашли в упанишадах. Упанишады –
часть ведического корпуса, брахманских текстов
Откровения, содержащих религиозно-философское
учение брахманской традиции, прежде всего доктрину
единства атмана – «я», «души» и абсолютного духа –
Брахмана. По учению, атман («я», или душа человека)
является отражением высшего мирового властителя –
Брахмы. Путем познания Брахмы индивидуальная
душа сливается с этой мировой душой и тем достигает
блаженства – состояния абсолютного покоя.
Основные идеи упанишад получили развитие в
религиозно-философской системе мимансы – которая
включает два раздела: 1) карма-миманса (миманса
дел); 2) уттара-миманса, носящая более
распространенное название веданта.
Со временем старая ведическая религия
жертвоприношений и ритуалов переживала
острейший кризис, что выразилось в появлении новых
неортодоксальных аскетических движений так
называемых шраманов, аскетов, подвижников,
странствующих философов, отвергших авторитет
брахманов и священных Вед и поставивших своей
целью самостоятельный поиск истины через занятия
философией и йогой (психопрактикой преобразования
сознания).
Вопросы к семинару:
1. Общее представление о
древнеиндийской цивилизации.
2. Основные ортодоксальные
философские школы Древней Индии (санкья,
миманса, ньяя, вайшешика, йога, веданта).
Тема 1. Религия и философия Древней Индии Первоначально свое выражение идеи План: брахманизма нашли в упанишадах. Упанишады – 1. Общие сведения о мировых религиях. часть ведического корпуса, брахманских текстов 2. Общее представление о религиозных Откровения, содержащих религиозно-философское системах Древней Индии. учение брахманской традиции, прежде всего доктрину 3. Ведийский пантеон. Веды и единства атмана – «я», «души» и абсолютного духа – упанишады. Брахмана. По учению, атман («я», или душа человека) является отражением высшего мирового властителя – Краткое содержание лекции: Брахмы. Путем познания Брахмы индивидуальная Все основные религии мира – буддизм, душа сливается с этой мировой душой и тем достигает христианство, конфуцианство, индуизм, ислам, блаженства – состояния абсолютного покоя. джайнизм, иудаизм, сикхизм, даосизм, зороастризм – Основные идеи упанишад получили развитие в приносить помощь человечеству посредством духовной религиозно-философской системе мимансы – которая практики, и стремятся к одинаковой цели – сделать включает два раздела: 1) карма-миманса (миманса своих последователей лучше. Все религии учат нас не дел); 2) уттара-миманса, носящая более лгать, не воровать, не убивать и т.п. Все религии дают распространенное название веданта. наставления для самосовершенствования. Все Со временем старая ведическая религия нравственные наставления, сформулированные жертвоприношений и ритуалов переживала великими учителями человечества, направлены на острейший кризис, что выразилось в появлении новых воспитание бескорыстия. Далай-лама XIV считает, что неортодоксальных аскетических движений так все религии, в сущности, одно и то же. Все называемых шраманов, аскетов, подвижников, многообразие религий мира нужно для того, чтобы странствующих философов, отвергших авторитет обогащать человеческий опыт и мировую цивилизацию. брахманов и священных Вед и поставивших своей В середине I тыс. до н.э. господствующей формой целью самостоятельный поиск истины через занятия религии Индии был брахманизм (ведическая религия). философией и йогой (психопрактикой преобразования Одним из основных положений оставалось учение о сознания). переселении душ и о законе возмездия (карма), который определял формы переселения душ. Эти положения Вопросы к семинару: сделались центральными и для большинства других 1. Общее представление о религиозных систем Индии, не исключая и буддизм. древнеиндийской цивилизации. Одним из главных предметов борьбы между 2. Основные ортодоксальные различными течениями было то или иное понимание философские школы Древней Индии (санкья, самой души, причин перерождения и конечной его миманса, ньяя, вайшешика, йога, веданта). цели, спасения.