ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
3. Неортодоксальные направления
древнеиндийской религиозно-философской жизни
(джайнизм, адживики, локаятики и др.).
Тема 2. Сиддхартха Гаутама, его жизнь и учение
План:
1. Исторические факты и легендарные
сведения из биографии Будды.
2. Эпоха Будды.
3. Буддийский канон. Ученики Будды.
Краткое содержание лекции:
Будда родился в небольшом государстве шакьев в
северо-восточной части Индии (территория
современного Непала), которым управлял царь
Шуддходана.
Мальчика нарекли Сиддхартхой Гаутамой. Гаутама
– его фамильное имя; слово «Сиддхартха» можно
перевести как «Полностью Достигший Цели».
Царь организовал жизнь сына так, что ничто не
могло навести его на философские размышления о
смысле жизни.
Однажды он отправился на охоту. Эта охота
изменила всю его жизнь. Принца потрясло созерцание
страданий, переполняющих жизнь. Самым важным для
духовного переворота Сиддхартхи оказываются четыре
встречи: царевич видит похоронную процессию и
понимает, что все люди и он сам смертны и ни
богатство, ни знатность не могут защитить от смерти.
Он обращает внимание на прокаженного и впервые
осознает, что болезни подстерегают любого смертного.
Принц смотрит на нищего, просящего подаяние, и
понимает мимолетность и призрачность богатства и
знатности. И вот Сиддхартха оказывается перед
мудрецом, погруженным в созерцание. Глядя на него,
принц осознает, что путь самоуглубления и
самопознания – единственный путь к постижению
причин страданий и способа избавления от них.
Начался период ученичества, аскезы и духовных
поисков.
Сиддхартха присоединялся к различным
шраманским группам, быстро достигая всего, чему
учили их наставники. Однако ответы, которые он
получил практикуя методы своих наставников, не
удовлетворили его. Тогда он погрузился в созерцание
под баньяновым деревом (ficus religiosa),
получившим в буддийской традиции наименование
«Древа Пробуждения» (бодхи), и ему открылись
Четыре Благородные Истины о страдании, причинах
страдания, прекращении страдания и пути, ведущем к
прекращению страданий.
Сиддхартха Гаутама покинул дворец в двадцать
девять лет и стал Буддой в тридцать пять лет. После
этого еще сорок пять лет проповедовал свое учение в
разных государствах северо-востока Индии.
Его отход в окончательную нирвану произошел
в местечке Кушинагара, на берегу реки Найранджани.
Будда лег в позе льва (на правый бок, головой к югу и
лицом к востоку, подложив правую руку под голову)
и погрузился в созерцание. Отныне Будды больше не
было в мире и мира не было для Будды.
Ученики Будды в соответствии с обычаем
кремировали тело Учителя. После кремации в пепле
ими были найдены шарира – особые образования в
форме шариков, характерные для тел святых. Они
стали важнейшими буддийскими реликвиями.
После нирваны Будды три его ученика – Ананда,
Махакашьяпа и Махамаудгальяна составили
буддийский Канон – Трипитака, то есть «Три
Корзины» Учения: «дисциплинарный устав»сангхи
3. Неортодоксальные направления принц осознает, что путь самоуглубления и древнеиндийской религиозно-философской жизни самопознания – единственный путь к постижению (джайнизм, адживики, локаятики и др.). причин страданий и способа избавления от них. Начался период ученичества, аскезы и духовных Тема 2. Сиддхартха Гаутама, его жизнь и учение поисков. План: Сиддхартха присоединялся к различным 1. Исторические факты и легендарные шраманским группам, быстро достигая всего, чему сведения из биографии Будды. учили их наставники. Однако ответы, которые он 2. Эпоха Будды. получил практикуя методы своих наставников, не 3. Буддийский канон. Ученики Будды. удовлетворили его. Тогда он погрузился в созерцание под баньяновым деревом (ficus religiosa), Краткое содержание лекции: получившим в буддийской традиции наименование Будда родился в небольшом государстве шакьев в «Древа Пробуждения» (бодхи), и ему открылись северо-восточной части Индии (территория Четыре Благородные Истины о страдании, причинах современного Непала), которым управлял царь страдания, прекращении страдания и пути, ведущем к Шуддходана. прекращению страданий. Мальчика нарекли Сиддхартхой Гаутамой. Гаутама Сиддхартха Гаутама покинул дворец в двадцать – его фамильное имя; слово «Сиддхартха» можно девять лет и стал Буддой в тридцать пять лет. После перевести как «Полностью Достигший Цели». этого еще сорок пять лет проповедовал свое учение в Царь организовал жизнь сына так, что ничто не разных государствах северо-востока Индии. могло навести его на философские размышления о Его отход в окончательную нирвану произошел смысле жизни. в местечке Кушинагара, на берегу реки Найранджани. Однажды он отправился на охоту. Эта охота Будда лег в позе льва (на правый бок, головой к югу и изменила всю его жизнь. Принца потрясло созерцание лицом к востоку, подложив правую руку под голову) страданий, переполняющих жизнь. Самым важным для и погрузился в созерцание. Отныне Будды больше не духовного переворота Сиддхартхи оказываются четыре было в мире и мира не было для Будды. встречи: царевич видит похоронную процессию и Ученики Будды в соответствии с обычаем понимает, что все люди и он сам смертны и ни кремировали тело Учителя. После кремации в пепле богатство, ни знатность не могут защитить от смерти. ими были найдены шарира – особые образования в Он обращает внимание на прокаженного и впервые форме шариков, характерные для тел святых. Они осознает, что болезни подстерегают любого смертного. стали важнейшими буддийскими реликвиями. Принц смотрит на нищего, просящего подаяние, и После нирваны Будды три его ученика – Ананда, понимает мимолетность и призрачность богатства и Махакашьяпа и Махамаудгальяна составили знатности. И вот Сиддхартха оказывается перед буддийский Канон – Трипитака, то есть «Три мудрецом, погруженным в созерцание. Глядя на него, Корзины» Учения: «дисциплинарный устав»сангхи